Как начать свое дело. Опыт владелицы Store 482

Беседа с Катериной Подольской из Севастополя, которая несколько лет назад переехала в Киев, устроилась на работу на радио, а в прошлом году решила изменить свою жизнь и открыла свой бизнес. Аудиоподкаст и текстовый вариант интервью.

Программа «Диктофон» — программа об интересных людях из Крыма, которые чем-то увлечены и которые готовы поделиться опытом с миром. Текстовая версия и аудио программы будут выходить на сайте проекта dictaphone.org.ua, в блогах на LB.ua. Также свежие выпуски программы можно получать на почту и слушать и читать в facebook.

У микрофона Андрей Яницкий. Сегодня он в гостях у Катерины Подольской, владелицы магазина украинской брендовой одежды в Киеве.

Катерина родом из Севастополя. Несколько лет назад она переехала в Киев, работала ведущей на радио. Но в прошлом году решила круто изменить свою жизнь и открыла свой бизнес.

Текстовая расшифровка подкаста — после аудио.

Катя, как ты решила начать свой бизнес? Это довольно рискованный шаг — все бросить и пойти работать на себя, открыть свое дело?

Не сразу, кстати, бросила все. Еще полгода продолжала совмещать. Между прочим, многие советуют, если есть возможность, не сразу бросать стационарную работу.

Не в омут с головой…

Не в омут с головой. Скорее всего это было результатом каких-то многолетних рассуждений о том, что надо в конце концов прийти к работе на себя и найти дело, которое бы приносило удовольствие и финансы.

А как ты выбирала, чем ты будешь заниматься?

Мысли о торговле были, то есть именно об этой сфере. Не знаю, почему, сама шоппинг, честно говоря, не люблю.

Почему не ресторан?

Порог вхождения очень большой. То есть стартовые капиталы, конечно, ограничивают.

Кофейню можно было бы.

Может быть. Но получилось так. Стеклось все именно в магазинный бизнес из желания своего дела, частых ярмарок позапрошлым летом, где я увидела очень много хороших интересных вещей и горящие глаза украинских производителей.

Ты хотела начать бизнес в другой стране. Я знаю об этом из своих источников. Расскажи, пожалуйста, эту историю. Почему ты выбрала все-таки Украину, в каких странах ты собиралась вести бизнес? Это такой же бизнес должен был быть?

Скорее был бы бизнес моего мужа — он действительно хотел работать в одной из африканских стран, открывать свое дело. Я искала, действительно, возможность занять и себя там чем-то. Что бы это было — так до сих пор и не представляю. Мне кажется, что скорее всего, закончилось бы все тем, что я бы писала статьи в Википедию. Просто чтобы быть социально-полезной.

Я рада, что получилось это сделать в Украине, потому что я вижу фидбек. Получается, что ты делаешь что-то не просто для денег — это не стоит во главе угла и, я считаю, и не должно стоять — ты делаешь полезное дело, которое имеет неплохую социальную подоплеку.

Что было последней каплей? Я не знаю, может быть, передачу какую-то увидела по телевизору…

Несколько факторов. Я считаю, что это проект Юлии Савостиной, которая доказала, что можно год пользоваться украинскими продуктами — с ног до головы одеваться, питаться и использовать в быту. Это очень интересно. Этот проект подкупил и крутился в голове. И, конечно, ярмарки. Я общалась с ребятами, видела огонь в глазах — это не могло не подкупить.э

Название для магазина. Почему он называется 482, а не, например, магазин №1?

482 — начало украинского штрих-кода. У нас только украинские бренды. Это тоже как-то так возникло… раз — и все. Не думали долго.

Такая объединяющая идея.

Да, эта идея, казалось, лежит на поверхности. Это просто и легко запоминается.

Год назад это было 482 — только украинские бренды. Сейчас по-прежнему только украинская одежда?

Да.

То есть эта идея оказалась успешной?

Я думаю, что к ней есть интерес, и он крепнет. И люди за этот год, как я вижу, прошли путь от неких опасений и достаточно скептического отношения к отечественному производителю (само это словосочетание отпугивает, еще с советских времен это что-то бесформенное, серое, никакое) — сегодня отечественному производителю начинают доверять, он начинает нравится, начинают на него целенаправленно переходить с удовольствием.

Наверное, не только украинцы, но и иностранцы покупают?

Иностранцы покупают, потому что им это интересно в другом плане. Я сама очень люблю из поездок привозить вещи локальных брендов, потому что это индивидуально — ни у кого не будет такого, и это какая-то такая память — носишь вещи и вспоминаешь свои путешествия. Здесь тоже самое, потому что Zara какую-нибудь они и у себя найдут, а здесь — ух ты! — что-то новенькое, и хорошее новенькое.

А ты продаешь любую одежду — от нижнего белья до шуб — или все-таки есть какое-то ограничение?

Здесь повседневная одежда городская. Верхняя одежда, обувь, сумки, кожаные аксессуары.

Просто раньше со словами «украинская одежда» ассоциировались шаровары и вышиванки. У тебя такая одежда?

Нет, здесь этники нет, это базовая кажуальная одежда, которую можно надеть на работу, можно вечером с друзьями пойти-встретиться, в выходные пойти на прогулку. Абсолютно повседневная удобная одежда.

То есть ты еще несешь такую культурную миссию — меняешь представление об украинской одежде. Что это не только национальная этническая [одежда], но и то, что можно каждый день носить в офис, на работу, к друзьям.

Просто это стало появляться.

А кто твой покупатель? Ты как-то заранее «целилась» него? Что вот это будут иностранцы, или украинцы?

Изначально на первом этапе это формулировалось так. «Представь, что это мы с тобой пошли в этот магазин, и что бы мы купили?» — говорил мне муж. Отправная точка была — я, такие как я, мои друзья. Получается, что на сегодня это активные люди 25-35 лет, женщины и мужчины.

Соседние офисы ходят сюда на перерыв — очень нравится встречать девушек и парней, которые заходят с чашечкой кофе после обеда. Постоянный такой маршрут.

А как ты рекламируешь свой магазин? Заказываешь какие-то большие биг-борды, продвигаешь его каким-то другим образом?

Пока соцсети и сарафанное радио. Бывают статьи в интернет-изданиях. Какую-то массовую рекламную кампанию не проводила.

А сайт есть у тебя или только страницы в соцсетах?

Пока страницы в соцсетях, сайт уже на какой-то финальной стадии, уже держу кулаки — последние штрихи какие-то, технические штуки дорабатываются.

То есть пока что через интернет не получается продавать?

Через страницу люди пишут из других городов — хотим такое.

Еще нет сайта, а уже идут продажи через интернет?

Есть такое.

Украинцы активно пользуются Сетью не только для игр — это хорошо.

Статистика говорит о том, что год из года продажи через интернет увеличиваются. Это неизбежно. И удобно.

Если рассказать пошаговую такую инструкцию — как начать свой бизнес? Какие первые проблемы, с которыми ты сталкивалась? Оформление документов, помещение, работа с заказчиками?

Самое сложное — все систематизировать. Потому что нужно как-то все и сразу. Административно-юридические вопросы. Действительно, оформить предпринимательство, подготовить бумаги, отстоять — к сожалению еще так — очереди, помещение найти.

Бизнес-план нужен? Нужно ли писать что-то?

Желательно. Но в наших условиях он должен быть гибкий. Каждый день нужно быть готовой принять изменения, следить за ними, меняться, держать парус по ветру обязательно. Потому что четкий какой-то бизнес-план сегодня не будет работать.

Если не секрет, стартовый капитал большой был?

Сейчас точно не назову, потому что это ремонт был, какие-то оформительские штуки… 4000 долларов, которые ушли на ремонт. Это небольшой старт, потому что товар здесь находится на реализации.

Если бы ты закупала товар сама, то старт был бы намного дороже?

Да, но мне кажется, что так мало кто работает — единицы. Потому что не позволяют стартовые капиталы, которыми располагают малые предприниматели. Знаю по книжкам, что в Штатах такое невозможно — у них совершенно другие условия, законы там проще для работы под выкуп. У нас немножко другие реалии, поэтому вот так.

Бывают как удачные дни, так и неудачные. Если день не удался, ни один человек не зашел в магазин, как ты справляешься с пессимизмом и заставляешь себя делать то, что ты делаешь?

Во-первых, нужно помнить, с чем ты приходил к этой идее, верить в свою идею. И каждый раз напоминаешь, для чего ты это делаешь.

Это действительно невероятно. То у тебя ничего не было — ни помещения, ни магазина, ничего. И тут ты оглядываешься — и все это есть. Даже если нет покупателя, то есть с чем работать.

Конечно. Нужно помнить все, что было проделано, и верить в себя. И отгонять от себя какие-то печальные мысли и пессимизм, потому что один день — это просто такой день.

С другой стороны, если ситуация повторяется, то это свидетельствует о системной ошибке — нужно ее искать.

Ты была и наемным работником, и бизнесвумен. В чем разница? Ты почувствовала какие-то изменения в своей жизни?

Потеряла покой. Пустую голову. Когда говорят, что работа на себя — это работа 24 на 7, ты как-то это не понимаешь. Теоретически — да, но теперь я прочувствовала это на себе во всей красе.

Действительно, даже в выходные ты даже какой-то частью головы что-то думаешь, прокручиваешь, наметки на следующую неделю планируешь. Сложно выйти из процесса, отключиться. Я понимаю, что теперь этого не будет никогда — отключения от процесса.

У наемного работника есть свои задачи, которые он выполнил — и может быть свободен без какой-то дальнейшей ответственности.

У меня есть ответственность за дело, за его функционирование постоянное, за наемных работников, за то, чтобы они вовремя получили свои деньги, чтобы выполнить обязательства перед ними, чтобы выполнить обязательства перед моими посетителями по частоте поставок и качеству предоставляемой здесь одежды.

Больше ответственности и никакого покоя. Вот рецепт бизнеса от Катерины Подольской.

**

Получайте программу «Диктофон» по почте и подписывайтесь на нее в facebook.