Бизнесмены из ЕС торгуют с Крымом, наплевав на санкции (итоги расследования)

Getting your Trinity Audio player ready...

16 августа 2016 года на сайте международной сети журналистов-расследователей OCCRP вышла статья International trade with Crimea ongoing despite sanctions (авторы — Елена Логинова, Андрей Яницкий, Максим Кицюк и Александр Гуменюк, версия на украинском языке вышла на сайте LB.ua). Ниже мы приводим короткий пересказ этого расследования, опубликованный на сайте РБК.

Несмотря на санкции ЕС, за последние два года в крымские порты зашли 24 судна с флагами стран ЕС, 43 зарегистрированных в Евросоюзе корабля, а также 22 судна, принадлежащих европейцам.

В частности, как пишут журналисты OCCRP, корабль MS Sudkap, принадлежащий немецкой компании Krey Schiffahrts GmbH, заходил в Керчь в июле 2014 года. Ее исполнительный директор Даниэль Гренземанн отказался отвечать на какие-либо вопросы, упомянув лишь, что у фирмы были серьезные проблемы из-за посещения Крыма кораблем.

Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте
Другой представитель немецкой компании, Максим Бабенко, объяснил, что их корабли нередко арендуются сторонними фирмами для перевозки грузов. «У нас есть список исключений, мест, куда наши суда не заходят по определенным причинам. Это отдельный список, он обсуждается с каждым подрядчиком. Что касается Крыма… Украинский он или российский, у нас нет нет четкой позиции по этому вопросу, как и, по-моему, у всего остального мира», — сказал он.

Немецкое посольство на Украине пообещало передать полученную информацию в соответствующие органы, подчеркнув, что Берлин и его партнеры в ЕС по-прежнему не признают Крым частью России.

Журналисты OCCRP обращались в посольство Греции с вопросом о греческом танкере Kriti, который, по их данным, заходил в Керчь в июне 2014 года, но не получили ответа.

Посольство Румынии отказалось признавать румынским корабль Ramzi, который принадлежит подконтрольной сирийскому бизнесмену румынской компании и ходит под флагом Того, отмечается в расследовании. По данным OCCRP, судно заходило в Севастополь в октябре 2015 года. В посольстве указали, что Бухарест контролирует лишь те корабли, которые ходят под румынским флагом.

Бывший сотрудник турецкой логистической компаний Palmali заявил, что на кораблях компании меняют флаги при подходе к Крыму. По его словам, сначала на них вешают украинский флаг, а после прохождения Керченского пролива меняют его на российский.

Авторы расследования говорят и о других нарушениях со стороны команд кораблей. В частности, они приводят в пример судно General, которое ходит под флагом Палау. По данным авторов расследования, оно заходило в порт Севастополя за грузом лома, а на время пребывания в порту отключало систему, которая позволяет выяснить местонахождение корабля. При этом по документам General шел в украинский город Херсон, но в итоге он там так и не побывал, следует из расследования.

Посол Турции в Киеве Йонет Джан Тезель заявил журналистам, что Анкара не признает присоединение Крыма к России. «Мы не поступимся своими принципами ради торговли с небольшим кусочком земли. Турецкие корабли не могут покинуть турецкий порт, заявив, что направляются в Крым. Но возможно, есть некоторые корабли с флагами других стран, которые утверждают, что идут в Россию, тогда как на самом деле следуют в Крым. Это не имеет отношения к официальной позиции Турции», — заявил дипломат.

Журналисты OCCRP утверждают, что западные бизнесмены «продолжают торговать с Крымом в нарушение политики своих стран»

**
На заглавном фото, взятом с сайта OCCRP, судно The General, которое сфотографировали в порту Севастополя местные жители. Судно под флагом Республики Палау, принадлежит ливанской компании, конечный владелец компании неизвестен. Случай интересен тем, что судно якобы шло в украинский порт Херсон, а очутилось в официально закрытом властями Украины для международного судоходства порту Севастополя. Страны ЕС и США ввели санкции против тех, кто торгует с Крымом, инвестирует туда или привозит туристов.