Анализ пассажиропотока в/из Крыма за 9 месяцев 2016 года (исследование)
Getting your Trinity Audio player ready...
|
Младший аналитик инфопроекта VoxUkraine Александр Надельнюк исследовал, как изменился пассажиропоток в/из аннексированного Крыма, сколько российских туристов приходится на одного украинского. А также обнаружил манипуляцию с данными «крымских властей». «Диктофон» приводит результаты этого интересного исследования ниже, оригинал — на VoxUkraine.
В начале октября мир удивила и развеселила новость от российских ученых: директор института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов заявил, что полуостров Крым «движется к России». Правда скорость тектонического движения литосферных плит оказалась немного больше, чем 1 см в год. Такими темпами Крым «доберется» до российского побережья где-то через 1 млн лет.
Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте
VoxUkraine решил исследовать более динамические и влиятельные для полуострова процессы, а именно как меняется пассажиропоток в/из аннексированном Крыму. Исследование и анализ данных позволяет ответить на вопросы – возвращаются ли украинцы, которые покинули Крым после аннексии, в свои дома, растет ли количество туристов из Украины, как Россия решает логистические проблемы и какое реальное количество российских туристов.
Добраться в/из Крыма можно на самолете, пароме или на автотранспорте с материковой Украины. Самая полная информация про авиасообщение: ежедневно с России в Крым и в обратном направлении летает немного более 100 рейсов, которые по данным российской статистики перевезли за 9 месяцев 2016-го 4,5 млн человек (нужно разделить на 2 для понимая количества приехавших). Это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По воде и по земле
Куда более интересные и запутанные данные по морскому и наземному передвижению. Поэтому в подальшем анализе мы сконцентрировались на этих двух направлениях.
Между Россией и Крымом курсируют 12 паромов по двум линиям: «Кавказ-Крым» и «Кавказ – Керченский морской торговый порт». Последнюю используют для перевозки грузового транспорта. Основываясь на данных диспетчерской службы Керченской паромной переправы и Государственной пограничной службы Украины, было исследовано откуда едут туристы на полуостров и возвращаются ли внутренне перемещенные лица. Собранные данные можно загрузить на data.voxukraine.org.
Объем пассажирского трафика между Россией и Крымом достаточно стабилен, если исключить летние месяца. По данным Керченской паромной переправы, за сутки в среднем перемещается почти 15 тысяч человек в обе стороны. Кардинально вырос объем пассажиропотока (в 3,5 раза) летом 2016 года. Рост популярности полуострова как туристического направления можно объяснить несколькими факторами: тем, что российская власть запретила полеты на популярные курорты – в Египет и Турцию (в последнюю начали летать в августе 2016), а также тем, что также власти РФ пытаются популяризировать отдых в Крыму.
Разные информационные источники дают противоречивые данные касательно количества туристов и заполняемости отелей на полуострове. Например, туроператоры отмечают, что поток туристов в Крым упал на 25% даже по сравнению с прошлым годом; собственник отеля в Ялте в интервью DW рассказал, что количество постояльцев в частных отелях уменьшается, а заполнение государственных санаториев увеличивается за счет административного ресурса и бюджетных денег. Другие СМИ наоборот говорят, что туристов стало больше, чем в предыдущие два лета.
По данным Керченской паромной переправы, количество людей, которые были перевезены паромом в туристический сезон 2016 года действительно в несколько раз больше по сравнению с показателями 2015-го.
Но имеющийся стремительный прирост нужно детальнее проанализировать – точность данных вызывает подозрение. «Морская дирекция» (диспетчерская служба переправы) отчиталась про наибольшее количество перевезенных пассажиров в июле и августе 2016 года. В данный период времени курсировали пассажирские паромы «Олимпиада», «Гликофилоуса III», «Протопорос-IV», «Майор Чапичев», «Елена» и грузовые – «Борис Штоколов» и «Ейск». В зависимости от количества работающих паромов через переправу в сутки (паромы работают круглосуточно) могут проехать от 39 840 до 44 040 человек. Согласно данным «Морской дирекции», суммарно за два месяца проехало 2,5 млн человек.
Учитывая максимальное количество людей, которое может перевезти каждый из паромов, фактический объем перевозок составил на 6,5% больше, чем максимальная загруженность. Таким образом, 163 000 человек не смогли бы проехать, разве что паромы были перегружены.
Разницу между фактическим и максимальным объемом перевозок можно объяснить либо манипуляциями с цифрами, либо неточностью публикуемых данных. Даже при максимальной загруженности парома в одну сторону, обратно едет меньше людей – в начале сезона отдыхающие преимущественно едут в Крым, а в конце – в Россию. Поэтому реальная разница между фактическими и официальными данным, скорее всего, намного больше.
Летом россияне поехали в Крым. А украинцы?
Осенью и весной как через паромную переправу, так и через административную границу с Крымом люди ездят меньше, чем летом. Больше всего людей через пересекают Контрольно-пропускные пункты въезда/выезда (КПВВ) в Херсонской области июле, что объясняется наплывом туристов: в июле прошлого года 221 000 человек пересекли административную границу, а в этом году на 10% меньше – 198 000.
Сравнив данные перемещений за 9 месяцев 2015-го с аналогичным периодом 2016-го, отметим, что в 2015-ом выехавших с полуострова было больше, чем тех, кто въехал на 23 000 человек. И наоборот, в этом году количество людей, которые направлялись в аннексированный Крым с материковой части Украины почти на 43 000 больше, чем тех, кто выехал с полуострова. Превышение количества людей, которые направляются в Крым, может свидетельствовать о том, что часть отдыхающих еще не вернулась домой или некоторое количество внутренне перемещенных лиц, которые ранее выехали с полуострова, возвращаются. Как сообщили в министерстве социальной политики на запрос VoxUkraine, по состоянию на 20 октября 2016 года 29 500 человек, которые переехали с оккупированного Крыма на материковую Украину, зарегистрировались как внутренне перемещенные лица.
Сравнив динамику количества человек и транспорта, которые пересекали административную границу, отметим, что летом 2016 года люди стали меньше ездить на машинах и автобусах и больше проходили КПВВ пешком. На административной границе с Крымом регулярно образовываются многокилометровые очереди автомобилей, поэтому пересечь машиной КПВВ занимает много времени. Если приехать к административной границе на автобусе или на такси, а потом пешком пересечь пропускной пункт, то прохождение контроля займет значительно меньше времени.
Сухой остаток
- Из Украины в Крым этим летом въехало меньше людей, чем в прошлом – 990 000 против 1,1 млн человек.
- За 9 месяцев этого года количество людей, которые въехали в Крым с территории материковой Украины, на 43 000 больше, чем тех, кто выехал с полуострова. Причинами могут быть или то, что на момент сбора статистики для статьи часть отдыхающих еще не вернулась домой, или часть внутренне перемещенных лиц, которые выехали с полуострова ранее, возвращается.
- Россия увеличивает пассажиропоток с полуостровом. Наиболее динамично растет паромное сообщение (за данными дирекции Керченской переправы): количество пассажиров за три летних месяца 2016-го составила 3,1 млн (въезд/выезд), что в 3,5 раза больше, чем в прошлом году.
- Скромнее всего российская власть манипулирует данными. Как свидетельствует исследование VoxUkraine, фактический объем перемещений на 6,5% больше, чем максимальная загруженность паромов. Таким образом, 163 000 человек не смогли бы проехать, разве что паромы были перегружены.
**
На фото пробка перед паромом на Керченской переправе, фото с сайта 24smi.org