Как крымчане выбивают вклады из Приватбанка

Getting your Trinity Audio player ready...

Статья впервые вышла на сайте LB.ua под названием «Как крымские переселенцы воюют с украинскими банками». Авторы — Андрей Яницкий и Елена Губарь.

Многие крымские вкладчики украинских банков спустя два с половиной года после захвата полуострова Россией не могут вернуть свои деньги. Речь идет даже о тех крымчанах, которые покинули дом после аннексии 2014 года и перебрались на материковую Украину, перерегистрировали свои компании и личные счета. За это время более 80-ти коммерческих банков обанкротились, а это значит, что вкладчикам этих банков почти нереально получить деньги с текущих счетов и счетов юрлиц (вклады физлиц до 200 тыс. гривен возвращает Фонд гарантирования). Однако самый крупный в стране Приватбанк все еще на плаву — против него и направлена львиная доля судебных исков от граждан Украины с крымской регистрацией.

Проблемные вкладчики

5 сентября 2014 года руководитель правозащитной организации «Крымская диаспора» Анатолий Засоба на девять часов приковал себя наручниками к дверям Нацбанка Украины, чтобы привлечь внимание к нарушению прав крымчан украинскими коммерческими банками. С собой он имел список из 100 с лишним фамилий крымских вкладчиков, которые не могли получить свои деньги после переезда на материк. Спустя два с половиной года в телефонном разговоре Анатолий (кстати, сам тоже переселенец) говорит, что до решения проблемы все еще далеко.

«Были проблемы с Приватбанком, Дельтой, VAB, банком «Киевская Русь» и другими банками. Но теперь многие из этих банков обанкротились. Больше всего вопросов остается к Привату, у которого на полуострове было около 300 отделений (из 1000 отделений всех коммерческих банков). У Ощадбанка, например, тоже было около 300 отделений, но с Ощадом удалось все проблемы быстро решить. Степан Кубив (на тот момент глава НБУ, — ред.) принял решение, была открыта единая горячая линия, все вопросы решались за день. С Приватом были долгие переговоры по каждому случаю. Я ездил в Днепр, общался с представителем банка в центральном офисе. Первое время Александр Дубилет (председатель правления Приватбанка, — ред.) лично согласовывал каждую конкретную выплату. Но потом этот процесс остановился», — рассказал Засоба.

Сегодня в судах рассматривается около 150 дел крымчан против Приватбанка — тех, кто нашел деньги на оплату работы адвоката. По словам Анатолия, такие услуги стоят порядка 500 долларов США только на первом этапе и занимают 12-14 месяцев. Поэтому в суд идут владельцы одних только крупных вкладов, а вкладчики с небольшими суммами попросту «зафиксировали убытки».

Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте

Крымчанам с вкладами в банках-банкротах, возможно, даже повезло. Например, одному из соавторов этой статьи с крымской регистрацией в паспорте удалось без проблем получить компенсацию Фонда гарантирования в размере депозита, размещенного в обанкротившемся «Дельта банке».

Победить в суде недостаточно

Но даже в случае победы в суде крымчане не могут получить свои деньги. Вот один из таких примеров.

В мае 2010 года крымская компания «Бривер» открыла в Приватбанке валютный и гривневый счета. В октябре 2014 года компания перерегистрировалась в Херсоне и открыла новые счета в том же банке. Она попросила перечислить на новые счета ранее размещенные в банке $137 тыс. и 490 тыс. грн, однако Приватбанк этого не сделал. Компания обратилась в хозяйственный суд Днепропетровской области для взыскания своих средств. Суд посчитал требования истца обоснованными и приказал банку вернуть деньги. «Своими действиями ПриватБанк фактически лишил денежных средств компанию «Бривер»»,- указано в решении суда по делу № 904/9386/14.

Еще два года Приватбанк оспаривал это решение, но безуспешно. В конце концов, 3 ноября 2016 года государственные исполнители попытались взыскать из кассы отделения Приватбанка в центре Киева 7,37 млн грн по этому иску, а также по иску еще одного вкладчика- физлица. Однако не успели добраться до сейфа до приезда частной охраны банка.

«В итоге мы арестовали только имущество банка в отделении: составили опись, сотрудник банка принял имущество на ответственное хранение. Этого, конечно, недостаточно», — рассказал адвокат крымчан Дмитрий Титаренко, который сам также родился в Симферополе.

Сейчас Дмитрий ведет более десяти подобных дел, которые находятся на разных стадиях рассмотрения.

«Производство законно открыто в Киеве, хотя этот исполнитель дважды пробовал перенаправить дело в Днепр. Оба раза мы успешно обжаловали это в суде Потому что есть прямая норма в Законе Украины «Об исполнительном производстве» о том, что можно открывать производство по месту имущества должника. Мы смотрели по реестру прав на недвижимое имущество, у Приватбанка в Киеве столько недвижимости в собственности, что реестр попросил ввести конкретный адрес — не мог вывести все объекты в одну информационную справку. Поэтому мы планируем продолжать в Киеве, потому что так удобнее нашему клиенту — нет необходимости оплачивать командировки адвокатов в Днепр», — пояснил адвокат.

В Приватбанке назвали такие действия исполнительной службы незаконными, сославшись на то, что деньги в кассе принадлежат клиентам, а не финучреждению. Кроме того, по мнению банка исполнительное производство должно быть открыто по местонахождению юридического лица — должника в городе Днепре. К сожалению, представители Приватбанка не стали более подробно комментировать ситуацию с вкладами крымчан для этой статьи. Хотя еще в 2014 году представители Приватбанка обещали вернуть деньги крымским переселенцам.

«Клиентам из Крыма, которые давно живут в материковой Украине или недавно переехали на ПМЖ в материковую Украину, необходимообратиться в отделение банка, предоставить справку о регистрации в материковой Украине и их счета будут полностью переведены на материк и обслуживаться в полном объеме», — обещали в банке в 2014 году.

Счет на миллиарды

До сих пор нет точной статистики по вкладам крымских переселенцев и тех крымчан с украинскими паспортами, которые не смогли или не захотели покинуть полуостров. По данным главного управления Нацбанка Украины в Крыму на начало 2014 года общая сумма депозитов, привлеченных банками в Крыму (с учетом Севастополя) составляла 23,3 млрд грн. Из них средства физлиц — 19,3 млрд.

Часть этих денег вернул крымчанам российский Фонд защиты вкладов. На начало 2016 года компенсации получили 218,7 тыс. вкладчиков украинских банков на общую сумму 26,8 млрд руб (более 11 млрд гривен). Весной этого года фонд начал выплачивать депозиты, превышающие 700 тысяч рублей. Такие компенсации уже получили 7,5 тыс. крымчан на 1,114 млрд руб. При получении этих денег вкладчики отдают все первичные документы, поэтому больше не могут претендовать на возврат вкладов на материковой Украине от украинских банков или Фонда гарантирования. К сожалению, украинский Фонд гарантирования вкладов физлиц не подсчитывает отдельно выплаты крымчанам. Главным условием получения средств такими вкладчиками является наличие украинского и отсутствие российского гражданства.

На этом фоне решение украинских властей (парламента и президента) вернуть 1,2 млрд гривен украинских налогоплательщиков так называемым вкладчикам банка «Михайловский» выглядит издевательством над крымчанами. Одни несли деньги сомнительным финансовым компаниям в погоне за высокими процентами, предсказуемо потеряли эти деньги, но все равно получат компенсацию из бюджета. Другие размещали средства в украинских банках, некоторые из которых все еще работают и якобы подконтрольны НБУ, но не могут уже более двух лет получить свои средства, даже имея на руках решение суда в свою пользу.