Коллективный портрет полуострова. Короткие итоги
Getting your Trinity Audio player ready... |
Неделю назад мы опубликовали последнее 15-е интервью с крымчанином из серии, которую специально для LB.ua записал известный ведущий (ICTV, Громадське, Радио Свобода) Павел Казарин. Передачи также дублировались на родном сайте проекта Dictaphone.org.ua. Со стороны редакции проект курировал Андрей Яницкий. И сегодня он расскажет о четырех самых успешных беседах из этой серии.
А в следующую пятницу ровно в 11 утра стартует новая серия из шести интервью. Ведущий — прежний, звуковое оформление новое, говорить будем о Крыме и об Украине после аннексии полуострова, а гостями будут известные украинцы. Вместо анонса в конце этого текста вы найдете фото одного из гостей новой серии передач.
Что за проект
Проект «Диктофон» стартовал на LB.ua с ведущим Андреем Яницким еще в 2015 году как серия звуковых и текстовых интервью об интересных крымчанах, а чуть позже обзавелся и собственным доменом Dictaphone.org.ua. Одним из первых гостей передачи был Павел Казарин (на фото выше, автор снимка Макс Требухов).
Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте
Спустя год он согласился поучаствовать в проекте уже в качестве ведущего и записал 15 интервью с интересными людьми, которые родились в Крыму или прожили на полуострове большую часть своей жизни.
Проект поддержала международная организация Institute for War and Peace Reporting, благодаря чему его команда выросла и количественно, и качественно. География интервью расширялась: Павел беседовал с крымчанами и в Киеве, и во Львове, и в Ивано-Франковске, и в Севастополе. Выкристаллизовался формат, стало ясно, кто наши герои, кто наши слушатели и читатели. Передачи начали выходить регулярно, каждую пятницу в 11 утра.
Сегодня мы впервые готовы раскрыть карты и рассказать, какие из 15-ти передач были самыми популярными.
Самые-самые
Начнем с бронзы, которую делят сразу две передачи с аудиторией более 10 тысяч уникальных посетителей каждый (по внутренней статистике сайта). Это интервью с переселенкой Алёной Белой, которая была спортивным журналистом в Севастополе, а после захвата Крыма переехала в Ивано-Франковск и пошла служить в полицию.
Алена Белая
«До определенного времени я была тем человеком, который все время катался на кайте, радовался ветру, солнцу и был абсолютно аполитичным. И мне казалось, что я живу отдельно от государства на 100%, и что любая политика меня не касается. Но после Майдана, после начала войны, после оккупации Крыма я поняла, что именно такая жизненная философия отчасти и привела к тем событиям, которые случились», — говорит о себе Алёна.
И примерно такой же интерес вызвало интервью с бизнесменом и волонтером Михаилом Джамалем, который помогал украинским бойцам на военном аэродроме Бельбек под Севастополем, а потом был вынужден уехать из Крыма в Киев.
Михаил Джамаль
«Люди там до сих пор не понимают случившегося. Окей, допустим, вы теперь Россия. Но вы теперь еще более периферийная территория. Если раньше можно было достучаться до Киева — всего тысяча километров — то сейчас попробуйте достучитесь до Москвы. И если у Киева такие вы были одни, то в Москве таких регионов уйма, ребята, вы там никому не нужны. И бизнеса это касается в первую очередь, потому что местные силовики все, что можно отжать, естественно будут стараться отжимать и брать под контроль», — говорит Джамаль.
Второе место у интервью с аудиторией более 30 тысяч человек — с крымчанкой Татьяной Москаленко, которая отказалась от российского паспорта в 2014 году, получила российский вид на жительство и по-прежнему живет в родном Севастополе. Мы не можем опубликовать ее фотографию из соображений безопасности.
«Если подходить к этому вопросу с логической точки зрения, то это было не вполне разумно: нас на тот момент запугивали, что мы сами себя добровольно заносим в черные списки ФСБ. Но преобладало желание, чтобы никто не мог навязать то, чего ты сам не хочешь. Не хотелось, чтобы тебя принуждали, чтобы тобой манипулировали, чтобы тебя автоматически считали гражданином. Это все вызывало чувство «не хочу». И даже несмотря на запугивания мы хотели показать, что мы свободные люди и имеем право выбора», — поясняет свое решение Татьяна.
Наконец, самое популярное — более 50 тысяч уникальных просмотров — интервью с Алексеем Никифоровым, который был заместителем батальона морпехов в Керчи, наблюдад захват Крыма своими глазами, сохранил верность присяге. Вышел сам и вывел еще более 60-ти человек на материк.
«Кто такой Алексей Никифоров образца 2013 года? Это пророссийски настроенный шовинист, который считал, что Украина без России никуда, что это соседи, извечные братья, без них никуда. Это человек, который 18 лет готовился воевать с крымскими татарами, ведь все учения у нас были по противостоянию незаконным вооруженными формированиям – типа, крымским татарам, которых готовит Турция. До этого я считал, что Мазепа, Петлюра, Бандера были предатели и так далее. А когда все случилось, я действительно понял действия Бандеры», — говорит о перемене в своих взглядах Никифоров.
Что дальше
В самом начале статьи мы уже написали, что к публикации готовятся еще шесть выпусков программы «Диктофон» в новом формате. На этот раз собеседниками Павла Казарина будут известные украинцы, лидеры мнений. С ними Павел будет говорить о Крыме и о переменах в Украине после аннексии полуострова.
Вместо анонса одной из ближайших передач (как всегда в текстовом и в аудиоварианте) — фото Шейха Саида Исмагилова, муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» и ведущего Павла Казарина.
Шейх Саид Исмагилов и Павел Казарин