Крым: три года под российским контролем. Мнение Никиты Громова

Getting your Trinity Audio player ready...

Впервые статья вышла на LB.ua

Прошло уже три года с момента «присоединения» Крыма к России. Чего добились и к чему пришли за это время жители полуострова?

Три года назад в Крыму состоялся так называемый референдум о присоединении полуострова к России. Этому беспрецедентному в современной истории акту предшествовала череда резонансных событий.

В конце февраля 2014 года вооруженные силы российского спецназа захватили здания Верховного Совета Крыма и Совета министров. После чего депутаты парламента проголосовали за смену правительства автономии и назначение даты референдума. Одновременно Россия ввела на полуостров несколько тысяч военных и технику без опознавательных знаков.

Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте

В голосовании 16 марта 2014 года, заявил к тому времени уже де-факто подконтрольный Москве крымский Избирком, приняли участие 83% крымчан. За «вхождение» республики в состав Российской Федерации якобы проголосовали 96,7%. В Украине этим цифрам не поверили, а само голосование назвали незаконным.

Вслед за решением Владимира Путина о включении Крыма в состав РФ последовала реакция мирового сообщества. Евросоюз, США, Канада и другие страны ввели санкции, которые распространились на инвестиции, сферу услуг и торговлю в Крыму. В конце марта 2014 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о территориальной целостности Украины. 100 стран из 193, проголосовавших за документ, подтвердили суверенитет Украины и не признали законность референдума.

Политическая стабильность

Тандем в лице главы Крыма Сергея Аксенова и спикера парламента Владимира Константинова три года находится у власти. Оба политика, поддержавших российский статус полуострова, избегают критики в адрес друг друга. На фоне длительного конфликта между руководством Севастополя, для разрешения которого Москва приложила большие усилия, Аксенов и Константинов демонстрируют определенное взаимопонимание.

Сергей Аксенов и Владимир Константинов

Фото: Константин Михальчевский

Сергей Аксенов и Владимир Константинов

Одновременно в регионе сохраняется высокий уровень коррупции и низкий уровень жизни в сравнении с регионами России. Частая смена глав ведомств вызывает недоверие к власти среди населения. Немалые средства, выделяемые из федерального бюджета, руководство на местах не успевает распределить в сроки. Как следствие, деньги используются наспех, после чего возникают громкие скандалы. Последний яркий пример — реконструкция центральных улиц Симферополя. Из-за дорогостоящего и некачественного ремонта в морозную погоду рабочие с наступлением тепла стали переделывать проблемные участки.

Эксперты российского Комитета гражданских инициатив впервые включили Крым и Севастополь в рейтинг самых политически неблагополучных регионов России. По словам исследователей, Крым и Севастополь находятся в зоне риска из-за плохого политического дизайна и большого количества публичных протестов.

Наблюдатели не раз допускали, что все эти факторы — основа для смены власти в Крыму. В частных разговорах назывались фамилии высокопоставленных чиновников из Москвы, которые могут возглавить республику. Однако Аксенов и Константинов по-прежнему имеют высокий кредит доверия у центральной российской власти. И за год до выборов президента России подобные изменения в Крыму представляются маловероятными.

Отсутствие свободы

С переходом под контроль России крымчане утратили возможность свободно высказывать свое мнение. Любые несанкционированные акции жестко пресекаются сотрудниками правоохранительных органов. Инициаторов мероприятий задерживают и составляют на них административные протоколы. После рассмотрения дела в суде назначаются штрафы в размере от 10 до 20 тысяч рублей. В отдельных случаях участников акции могут арестовать на длительные сроки. Но основание для этого будет связано не с публичным протестом, а, к примеру, с уголовным делом по факту вымогательства. Об этом свидетельствует случай с депутатом Алуштинского горсовета Павлом Степанченко и редактором интернет-издания «Твоя газета» Алексеем Назимовым, арестованных в октябре 2016 года.

Алексей Назимов и Павел Степаненко (слева) в суде Алушты

Фото: ru.krymr.com

Алексей Назимов и Павел Степаненко (слева) в суде Алушты

На протяжении трех лет силовики оказывают давление на активистов, пользующихся поддержкой среди крымских татар. В апреле 2016 года подконтрольный России Верховный Суд Крыма признал Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории РФ. В крымских судах продолжается рассмотрение резонансного дела, связанного с событиями возле парламента автономии 26 февраля 2014 года. Аналогичные методы применяются к сторонникам Украины, которые публично проявляют свою позицию.

У части жителей республики растет недовольство. Они полагают: за три года Крым не смог добиться ощутимых результатов в социальной и экономической сферах. Цены на местных рынках и в магазинах часто превышают московские. Принцип начисления выплат работникам бюджетной сферы вызывает возмущение. Уровень зарплат учителей становится поводом для протестов. К примеру, в феврале сотрудники единственного в Крыму казачьего кадетского корпуса набрались смелости, чтобы провести редкую акцию с требованием выплатить полагающиеся им средства.

«Стройка века»

Отдельного разговора заслуживают крупные строительные проекты, к которым приковано пристальное внимание не только в Крыму. Главный в этом ряду объект — мост через Керченский пролив. Планируется, что конструкция длиной 19 км соединит полуостров с Россией. «Стройкой века» занимается компания российского бизнесмена Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которого считают близким другом Путина. Стоимость проекта — 228 млрд рублей. Сдача автомобильной части моста в эксплуатацию запланирована в конце 2018 года, еще через год — железнодорожной.

Введение в эксплуатацию Керченского моста еще больше укрепит политическую и экономическую связь полуострова с Россией. Все предыдущие годы развитие Крыма считалось возможным благодаря ресурсам с территории материковой Украины. Но после водной, продуктовой и энергетической блокады Россия нашла возможность обеспечить потребности населения. В Крым протянули линии электропередач из Краснодарского края и проложили газовые трубы. После этого противники «российского» Крыма лишились “козыря” о недееспособности полуострова без поддержки Украины.

Фото: EPA/UPG

Еще два крупных объекта также планируется сдать в ближайшее время. Это федеральная трасса «Таврида», протяженностью 280 км. Четырехполосная дорога будет пролегать от Керчи до Севастополя. Стоимость инфраструктурного проекта — 140 млрд рублей. А с мая 2016 года приступили к строительству нового терминала аэропорта «Симферополь». Среди инвесторов объекта стоимостью 32 млрд рублей — банк «Россия» и частные лица. Правда, из-за санкций и международных запретов симферопольский аэропорт принимает самолеты только из России.

За все время нахождения под контролем России в Крыму происходили сложные политические и социально-экономические процессы. Крымчане были вынуждены быстро адаптироваться к новой реальности. Это подразумевало принятие гражданства другого государства, смену документации, денежной единицы, внедрение российских стандартов и законодательства. До сих пор в некоторых вопросах по-прежнему возникают неопределенные ситуации. Поэтому в отдельных случаях переходный период продлен до 2019 года.

Жители полуострова, которые поддерживают Украину, предсказуемо связывают бытовые проблемы с переходом Крыма под контроль России. Но они не могут открыто заявлять о своей позиции. Другие крымчане, которые радовались российскому статусу республики, готовы терпеливо сносить “временные трудности”. Наивно полагать, что бытовые проблемы заставят их изменить свое мнение.