Очередное явление Кондратевского. Результаты расследования одной неудачной инвестиции

Getting your Trinity Audio player ready...

1 мая 2017 года на сайте «Центр журналистских расследований» вышла статья Татьяны Рихтун и Эвиты Пуриной «Развод севастопольских металлистов» о неудачной инвестиции в ЕС севастопольской компании «КВВ Групп». Неожиданно в тексте всплыло имя широко известного жителям Севастополя бывшего местного олигарха, политика и авантюриста Сергея Кондратевского.

Who is mr Кондратевский

Сергей Кондратевский родился в 1965 году в селе Шептаки Черниговской области Украины, до 1994 года носил фамилию Шурыга, пишет севастопольский сайт Форпост. Получил два высших образования, первое получил в Харьковском госуниверситете культуры в 1989 году, второе в Симферополе в сейчас уже не существующем институте предпринимательства и права в 1997 году.

Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте

Одновременно он прошел другие «университеты» в бизнесе — возглавлял кооператив «Юниор», Крымский коммерческий церковный банк, «Торговый дом Кондратевских», одним из основателей которого была компания бывшего руководителя Севастополя Ивана Ермакова (руководил городом в 1992-94 годах). Издание «Украина криминальная» также пишет, что Кондратевский имел связи с руководителем одной из влиятельных бандитских группировок Крыма — Виктором Башмаковым («Башмаком»).

Кондратевский был депутатом Крымского парламента в 1996-98 годах, а затем еще четыре года до 2002 — депутатом Верховной Рады Украины от Севастопольского округа №224. Всего за один депутатский срок сходил во фракцию «Громада» осужденного позже в США украинского топ-чиновника Павла Лазаренко, затем во фракцию «Батькивщина», в депутатскую группу «Трудовая Украина» и снова в «Громаду».

Его Церковный банк получил предписание от НБУ прекратить деятельность еще в 1996 году, а окончательно был ликвидирован решением суда в 2003 году. Вкладчики лишились около 14 млн долларов США. Правоохранители пытались привлечь Кондратевского к ответственности, начиная с 1998 года, но мешала депутатская неприкосновенность. Как только бизнесмен перестал быть депутатом Рады, его задержали и поместили в СИЗО, но в 2005 году его освободили по истечению срока давности.

Сразу после освобождения в 2006 году Кондратевский баллотировался в Севастопольский городской совет с избирательным блоком своего имени, очернял конкурентов, распространяя компромат через свою газету «Южная звезда». Самого Кондратевского сняли с выборов, но в совет по его спискам прошли четыре депутата.

В 2012 году он снова пытался стать депутатом — на этот раз Верховной Рады от Севастополя. Согласно декларации о доходах, он руководил ломбардом «Киевский залоговый дом» и за 2011 год год заработал только 45 тыс. гривен. Выборы для Сергея Кондратевского прошли неудачно — оказалось, что за годы, проведенные в СИЗО, горожане о нем уже позабыли. Депутатом Рады от Севастополя тогда стал Павел Лебедев.

Уже после аннексии Крыма в 2015 году Кондратевского якобы развернули на въезде в Крым. Об этом Кондратевский сам написал на своей странице в в facebook. Издание «Меридиан Севастополь» писало тогда, что бывший миллионер якобы обзавелся паспортом Чехии и живет постоянно в Европе.

Чем занимался Кондратевский в последние годы? Долгое время о нем ничего не было слышно. Пока он вдруг не всплыл в мутной истории о разделе севастопольской компании КВВ Групп.

Взлет и посадка КВВ Групп

КВВ Групп — одна из крупнейших украинских компаний на рынке металлолома по версии Forbes Украина. Компания была создана в 2010 году, ее акционеры -Евгений Казьмин и Валерий Кришталь, сообщало агентство Интерфакс-Украина.

В 2015 году Forbes писал, что трейдер металлолома работает как на внутренний рынок, так и на экспорт. Объем заготовки — до 60 тыс. тонн в месяц, около половины — собственная. Основные клиенты — «Арселлор Миттал Кривой Рог», «Метинвест», «Интерпайп Сталь». Руководитель КВВ Групп — Евгений Казьмин, который начал бизнес в 90-е. Он экспортировал из Севастополя списанные корабли Черноморского флота и объекты портовой инфраструктуры. Затем компания выкупила у российской группы МАИР российского бизнесмена Виктора Макушина советские вторметы на материковой Украине, в том числе в Чернигове, Полтаве, Харькове, Луцке и в Ивано-Франковске, доведя общее количество производственно-заготовительных цехов до 200.

Вот как о развитии бизнеса на видео рассказывает сам Валерий Кришталь, один из акционеров КВВ Групп.

В 2012-13 годах компания однокурсника Александра Януковича бизнесмена Андрея Киселева «УкрМет» фактически захватила этот рынок. Как тогда писали СМИ, к 2014 году эта компания стала лидером рынка заготовки металлолома. КВВ Групп пострадала от этой экспансии и решилась выйти на европейский рынок. В 2014 году КВВ Групп купила завод «Лиепаяс Металургс» в Латвии за 107 млн евро. По всей видимости, Казьмин собирался поставлять украинский лом в Латвию.

Но после революции в Украине в 2014 году, суд арестовал Казьмина по обвинению СБУ в финансировании сепаратизма. Его строительная компания возводила жилье для ФСБ и МВД России в Крыму. Сам Казьмин утверждал, что обвинение инспирировано его партнером по бизнесу Валерием Кришталем.

Проблемы с законом у КВВ Групп были и прежде. Как пишет Центр журналистских расследований, правоохранители подозревали КВВ Групп в создании схем по уходу от налогов. Но в этот раз, кажется, в самом деле конфликт разгорелся из-за противоречий внутри компании. Почему же поссорились Казьмин и Кришталь?

Суть конфликта внутри КВВ Групп

Сделку вокруг покупки латвийского завода предлагал Казьмин, а Кришталь предлагал купить завод в Словакии. Победила позиция Казьмина. Бывший юрист «КВВ групп» Анатолий Мазур в видеоинтервью рассказал, что Евгений Казьмин серьезно ошибся при покупке завода и согласился на цену в три с лишним раза выше реальной. Вместо прибылей завод начал генерировать убытки, а КВВ Групп взял на себя обязательства выплатить 107 млн евро в течение 10 лет. Авансом была выплачена только малая часть суммы.

Пытаясь выпутаться из этой ситуации, акционеры КВВ Групп залезли в долги перед «Альфа-банком» и начали искать крайних внутри компании. По подсчетам Мазура, неудачная сделка вылилась в миллионные (в евро) убытки для компании, потерей контроля над заводом (Латвия ввела на завод временную администрацию), плюс остались обязательства по сделке порядка 70 млн евро на ближайшие годы. Пытаясь спасти хоть что-то, говорит Мазур, Казьмин через подставных людей (которые об этом даже не знают) вывел 15 млн евро оборотных средств латвийского завода.

«Провал проекта «металлургический завод» и потеря нескольких десятков миллионов евро породили войну среди среди партнеров», — пишет Центр журналистских расследований.

Вот почему, когда в 2014 году украинский суд арестовал Казьмина по обвинению в финансировании сепаратизма, он связал это с происками своего партнера Валерия Кришталя. Пока Казьмин сидел за решеткой, в июле 2016 года, некое «неустановленное лицо» переписало на себя доли в уставном капитале целого ряда его компаний.

«Хотя в материалах дела фигурируют «неустановленные лица», понятно, что на территорию закрытого элитного жилкомплекса, в квартиру, которая принадлежит семье Кришталя, могли попасть немногие. А проверка собственников по реестру показала, что руководителем , учредителем и конечным бенефициарным владельцем нескольких фирм  стал бывший крымский депутат —  севастополец Сергей Кондратевский, после серии скандалов перебравшийся в Москву», — пишет Центр журналистских расследований.

Евгений Казьмин сообщил журналистам, что уже вернул имущество, которое было украдено у него в результате рейдерской атаки. Хотя в реестрах владельцем все еще значится Сергей Кондратевский. Параллельно Казьмин затеял тяжбу в Латвии, чтобы разрешить конфликт вокруг металлургического завода. В январе 2017 года он подал иск в Международный центр урегулирования инвестиционных споров (ICSID), формируется арбитражный трибунал.