Реальные судовладельцы крымского «черного списка» (расследование)

Getting your Trinity Audio player ready...

Сегодня, 12 мая 2017 года, издание BSNews опубликовало совместное с организацией «Майдан иностранных дел» расследование о нелегальных судозаходах в оккупированный Крым. Авторам материала — Андрею Клименко, Татьяне Гучаковой и Ольге Корбут — удалось найти реальных судовладельцев-нарушителей. Приводим ниже текст расследования полностью.

Мониторинговая группа Майдана иностранных дел и BSNews в апреле 2017 года завершила длительное журналистское расследование, целью которого было установление реальных владельцев морских судов, которые в нарушение законодательства Украины и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова с 18 марта 2014 по 1 мая 2017 года.

Расследование проводилось с ноября 2016 по апрель 2017 года. По результатам расследования выполнен анализ по странам принадлежности судовладельцев и/или операторов судов-нарушителей и составлены соответствующие базы данных.

Сложность расследования обусловлена такими причинами:

1) Флаги судов, по которым среди широкого круга читателей принято определять государственную принадлежность того или иного судна, далеко не всегда тождественны стране нахождения реального судовладельца и тем более не всегда тождественны менеджменту — стране оператора судна.

2) Сложности учета судовладельца и тем более оператора судна отчасти связаны со спецификой рынка морских перевозок. Широко распространена практика, когда судовладелец не управляет своим судном непосредственно, а поручает это компании-оператору, передавая ему при этом часть полномочий и ответственности. При этом смена компании-оператора может происходить достаточно часто.

3) Кроме того, реальные судовладельцы морских судов из «черного списка» в целях ухода от санкций за рейсы в оккупированный Крым активно используют перерегистрацию принадлежащих им судов на фиктивных владельцев, в том числе в оффшорных зонах с высокой степенью анонимности реального бенефициара.

Турецкий сухогруз DENIZ под погрузкой зерна у терминала Авлита в Севастополе 25.08.2016

4) Для этих же целей широко практикуется частая смена компаний-операторов, а также смена государств флага и названий судна при сохранении реального владельца.

При этом, как правило, для новой регистрации собственника, а также страны флага судна выбираются страны, которые не поддерживают международные резолюции о территориальной целостности Украины, осуждающие оккупацию и аннексию Крыма, такие, например, как Танзания, Монголия, Белиз, Конго, Ливан и др.

Результаты расследования

Всего по состоянию на 30 апреля 2017 года в крымский морской «черный список»  Майдана иностранных дел и BSNews, который ведется с 18 марта 2014 года, даты непризнанной мировым сообществом аннексии Крыма внесено 299 морских судов (без учета судов портофлота и технологического флота). Такая база данных обновляется ежедневно.

Общее количество «фигурантов черного списка» — 299 — не равно сумме судов-нарушителей по годам, поскольку значительная часть судов заходит в крымские порты в течение всего периода оккупации. 

В 2014 году в порты оккупированного Крымского полуострова с официального дня его аннексии, 18 марта, то есть за 9,5 месяцев, заходили 144 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 59 судов, 41,0%; Турции – 39 судов, 27,1%; Греции – 20 судов, 13,9%.

Таким образом, в первом году оккупации 82% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам 3-х стран – России, Греции и Турции.

Полная база данных судов-нарушителей по странам регистрации судовладельцев в 2014 году — в Приложении 1.

В 2015 году в крымские порты заходили 162 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 107 судов, 66,1%; Турции – 30 судов, 18,5%.

То есть, во втором году оккупации 84,6% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам только 2-х стран – России и Турции, а греческие судовладельцы резко сократили свою работу на крымские порты.

Полная база данных судов-нарушителей по странам регистрации судовладельцев в 2015 году — в Приложении 2.

В 2016 году в крымские порты заходили тоже 162 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 113 судов, 69,8%; Турции – 19 судов, 11,7%.

То есть, в третьем году оккупации также более 80%, а именно 81,5% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам только 2-х стран – России и Турции.

Полная база данных судов-нарушителей по странам регистрации судовладельцев в 2016 году — в Приложении 3.

За первые 4 месяца 2017 года в крымских портах зафиксировано 112 морских судов-нарушителей. Из них: принадлежат судовладельцам России – 90 судов, 80,4%; Турции – 10 судов, 8,9%.

Таким образом, за январь-апрель 2017 года 89,3% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам также 2-х стран – России и Турции. Однако удельный вес турецких нарушителей значительно снизился.

Полная база данных судов-нарушителей по странам регистрации судовладельцев за январь-апрель 2017 года — в Приложении 4.

Важное замечание: результаты расследования специально представляются в виде таблиц по каждому году оккупации отдельно.

Дело в том, что часто встречались ситуации, когда одно и то же судно в разные годы в период 2014-2017 принадлежало судовладельцам из разных стран. Поэтому по итогам расследования по каждому году конкретное судно помещалось в раздел той страны, в которой был в этот период зарегистрирован его конечный судовладелец.

Турецкий сухогруз LEONARDO под погрузкой зерна у зернового терминала в Камышевой бухте Севастополя 08.01.2017

Основные тенденции

В целом, при анализе по судовладельцам явно видны такие основные тенденции, которые являются прямым следствием действия украинских и международных морских санкций в отношении морского судоходства, принятых в связи с аннексией Крыма:

1) происходит резкое сокращение количества морских судов-нарушителей, принадлежащих иностранным судовладельцам (кроме РФ).

За три года оккупации Крыма доля торгового флота Турции в числе судов-нарушителей, заходящих в крымские порты снизилась с 27,1% до 8,9%, а количество судов-нарушителей почти в 4 раза – с 39 до 10. Динамика снижения: 2014 – 39 судов, 27,1%; 2015 – 30 судов, 18,9%; 2016 – 19 судов, январь-апрель 2017 – 10 судов, 8,9%.

За это же время доля торгового флота Греции снизилась с 13,9 % до 0%, а количество судов – с 20 до 0. Динамика снижения доли торгового флота Греции по годам оккупации выглядит следующим образом: 2014 – 20 судов, 13,9 %; 2015 – 5 судов, 3,1%; 2016 – 2 судна, 1,3%; январь-апрель 2017 года – 0 судов, 0%.

В 2014 году 35 (24,3%) судов-нарушителей режима оккупированной территории в Крыму принадлежали судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии (включая, как сказано выше, 20 судов греческих владельцев, а также 6 румынских). В 2015 году их доля уменьшилась до 17 судов (10,5%). Но в 2016 году их количество почти не изменилось – 16 судов (9,9%) при том, что судовладельцы Германии, Великобритании, Швейцарии, Латвии, Италии полностью прекратили работать с крымскими портами. Это произошло исключительно за счет роста числа нарушителей, принадлежащих судовладельцам Румынии и Болгарии. Однако, в целом это серьезно не изменило общих тенденций.

2) в связи с указанными выше процессами, Россия вынуждена замещать недостающий тоннаж морскими судами, принадлежащими судовладельцам РФ.

За три года оккупации в числе морских судов, заходящих в крымские порты, доля торгового флота РФ вынужденно выросла с 41% до 80,4%, а количество – с 59 до 113. Динамика роста: 2014 – 59 судов, 41,0%; 2015 год – 107 судов, 67,3%; 2016 год – 113 судов, 69,8%; январь-апрель 2017 года – 90 судов, 80,4%.

3) вследствие усиливающегося дефицита судов у российских судовладельцев, РФ вынуждена привлекать на крымские маршруты морские суда, принадлежащие судовладельцам Ливана, Сирии, Египта.

Сирийский сухогруз LAODICEA, специализированное судно, способное перевозить военную технику, прибывает в оккупированный Севастополь 10 сентября 2016 года.

Общие итоги расследования

Количество морских судов,
нарушавших режим оккупированной территории в портах Крымского полуострова
с 18 марта 2014 до 1 мая 2017 года, по странам регистрации компаний-судовладельцев

 №Страна2014%2015%2016%2017, 4 м%
01Сирия11
02Китай11
03Латвия1
04Болгария1232
05Великобритания11
06Швейцария1
07Египет1121
08Панама11
09ОАЭ11
10Ливан1284,92
11Сингапур2
12Германия21
13Италия31
14Украина5221
15Румыния674,3116,854,5
16Греция2013,953,12
17Турция3927,13018,51911,7108,9
18Россия5941,010766,111369,89080,4
ВСЕГО:144100162100162100112100

Следует отметить, что несмотря на многочисленные публикации в украинских, болгарских, румынских и других европейских СМИ, правительства двух входящих в ЕС стран – Болгарии и Румынии – не смогли найти рычагов влияния на зарегистрированных в этих странах судовладельцев морских судов, которые являются системными и даже демонстративными нарушителями режима оккупированной территории в Крыму и санкций ЕС.

Болгарский танкер-газовоз POLARIS, Керченский морской рыбный порт, 06.08.2015

Особенно демонстративными на фоне международных санкций выглядят регулярные заходы в оккупированный Крым 2-х болгарских танкеров-газовозов (LPG), поскольку они не только принадлежат болгарской компании, но и осуществляют свои нарушения под флагом Болгарии – страны ЕС.

NameVessel
Identification
Technical Data
Owner / ManagerDates
01BRIZFlag: BulgariaVessel type:
Lpg TankerFormer name(s):
Bulmarket 1 (2007 Apr)
Dneprovets 1 (2002 Jul)
IMO: 8899720
MMSI:207297000
Callsign: LZRVGross tonnage: 2,083 tons
Summer DWT: 1,272 tons
Length: 88 m. Beam: 12 m
Draught: 2.5 mBuild year: 1987
Builder: Tito Shipyard
Sremska Mitrovica, Serbia
Class society: Russian Maritime Shipping RegisterOwner: Bulmarket Shipping
Rousse, Bulgaria. Address:100, Tutrakan Blvd, Ruse 7000, Bulgaria.Email:
krasimir.penev@bulmarket.bg
Manager: Bulmarket Shipping
Rousse, Bulgaria
Kerch:21.04.15
21.05.15
28.10.15
22.12.15
11.05.16
27.09.16
07.11.16 — из Констанцы, ушел в Мангалию
18.03.17 — из Сулины, указал в АИС for orderДоставка в Болгарию сжиженного газа из РФ через терминал в Керчи
02POLARISFlag: Bulgaria.Vessel type:
Lpg TankerFormer name(s):
Lpg Thebe (2007 May)
Mette Kosan (2005 Mar)
Mette Tholstrup (1990)
IMO: 8012853.
MMSI: 207345200
Callsign: LZFKGross tonnage: 2,323 tons. Summer DWT: 2,528 tons. Length: 82 m. Beam: 13 m. Draught: 4.5 m.Build year: 1981. Builder: Svendborg Skibsvaerft & Maskinbyggeri — Svendborg, Denmark.
Class society: Bureau Veritas
Home port: VarnaOwner: Bulmarket Shipping
Rousse, Bulgaria. Address:100, Tutrakan Blvd, Ruse 7000, Bulgaria.Email:
krasimir.penev@bulmarket.bg
Manager: Bulmarket Shipping
Rousse, Bulgaria
Kerch:27.03.15
04.08.15
19.02.16
04.03.16
10.04.16
07.06.16
26.12.16 — из Варны, ушел 02.01.17Доставка в Болгарию сжиженного газа из РФ через терминал в Керчи (КМРП)

Кроме того, в результате расследований украинских СМИ в 2016 году была выявлена теневая схема незаконных поставок в оккупированный Крым ильменитовой руды, сырья для производства двуокиси титана на химическом заводе «Крымский титан», с использованием в качестве главного звена болгарского судна KATYA:

03KATYANew Name: PATRA 3
since 01/10/2016Flag: TogoVessel type: General Cargo
IMO: 8000836
MMSI: 671661000
Call Sign: 5VDS2Gross Tonnage: 7788
Summer DWT: 11990 t
Length Overall x Breadth Extreme: 138m × 18mYear Built: 1980
Class society: Lloyd’s Shipping RegisterRegistered owner — PATRA MARITIME SA Majuro MH Marshall Islands. since 04/10/2016Ship manager/Commercial manager — PATRA MARITIME SA Majuro MH Marshall Islands. since 04/10/2016ASTROMAR LTD — Ship manager/Commercial manager since 13/11/2015 — ul Neofit Bozveli 9000 Varna, Bulgaria.
GVC COMMODITIES CO — Registered owner since 13/11/2015 — Care of Astromar Ltd, ul Neofit Bozveli 9000 Varna, Bulgaria.
04.04.16 — рейдовая перевалка в Керченском проливе руды ильменита для завода «Титан» в Крыму

Судовладельцы Румынии упорно демонстрируют увеличение количества морских судов, выполняющих рейсы в оккупированный Крым. В первый год оккупации, 2014, таких судов было 6, на второй год – 7, на третий год оккупации, 2016, их стало 11, за первые 4 месяца 2017 года – уже 5.

Полная база данных судов-нарушителей, принадлежащих румынским судовладельцам — в Приложении 5.

Суда из «румынского списка» в период 3-х лет оккупации Крымского полуострова обеспечивали значительную часть незаконного экспорта из оккупированного Крыма: металлолом в Турцию и Румынию, зерно и семена подсолнечника – в Турцию и Ливан.

Эти суда в целях ухода от санкций применяют незаконные методы, влекущие за собой ответственность по международным морским конвенциям:

  • прибытие в крымские порты с отключенными передатчиками автоматизированной информационной системы (АИС),
  • намеренная фальсификация портов назначения в данных АИС при прохождении пролива Босфор (вместо порта назначения в оккупированном Крыму указываются порты РФ или расплывчатые формулировки For Order или Black Sea).

В первые месяцы 2017 года количество судов из «румынского списка» не демонстрирует тенденции к уменьшению.

В связи с этим можно сделать вывод, что на их владельцев не очень повлияло задержание морской погранохраной Украины на Дунае 30 ноября 2016 года на пути из Севастополя в Джурджулешты (Молдова) сухогруза SKY MOON с грузом крымской кальцинированной соды и последующий его арест с дальнейшей перспективой судебной конфискацией груза и судна, а также реального срока лишения свободы для капитана судна.

05SKY MOONNew MMSI: 677093700
New Call Sign: 5IM737New Flag: Tanzania
Old Flag: Saint Vincent & GrenadinesVessel type: General CargoFormer name(s):
Mermaid Stream (2004 Dec 21)
Mermaid Hawk (2000 Oct)
Maroi (1995 Aug 22)
Agate Pioneer (1982 Jan)
Atlantic Pioneer (1982 Jan)
Danboat (1978 Jan)
IMO: 7525334
MMSI: 376562000
Callsign: J8B3712Gross tonnage: 2,201 tons
Summer DWT: 4,083 tonsBuild year: 1978
Builder: Tomren Verft
Tomrefjord, Norway
Home port: KingstownClass society: Germanischer LloydRegistered owner
INFO MARKET SRL Apartment 10, Strada Stefan cel Mare 68, 900191 Constanta, Romania. since 20/06/2016

ISM Manager
INFO MARKET SRL Apartment 10, Strada Stefan cel Mare 68, 900191 Constanta, Romania. since 17/12/2015Ship manager/Commercial manager
BLUE SKY SHIPMANAGEMENT LTD PO Box 364, 60, Market Square, Belize City, Belize. since 19/10/2015Sevastopol:23.01.16
01.03.16
10.04.16
Между 14.11.16 и 18.11.16 с выключенным АИС, принял груз кальцинированной содыFeodosia:
17.01.16
27.07.16Kerch:
27.10.16 — КМТП из Батуми

Состав экипажа арестованного сухогруза SKY MOON – капитан гражданин Ливии, 8 членов экипажа граждане Сирии, соответствует нашей изначальной гипотезе, что вся эта группа судов прямо или косвенно принадлежит и управляется гражданами Румынии – выходцами из стран Ближнего Востока.

Общие тенденции по морским судам-нарушителям, принадлежащим судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии (присоединившейся к санкциям ЕС), представлены в таблице:

Количество морских судов,
принадлежащих судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии,
нарушавших режим оккупированной территории в портах Крымского полуострова
с 18 марта 2014 до 1 мая 2017 года, по странам регистрации судовладельцев

 №Страна2014%2015%2016%2017, 4 м%
01Латвия1
02Болгария12318,8228,6
03Швейцария1
04Германия21
05Великобритания11
06Италия31
07Румыния617,1741.21168,7571,4
08Греция2057,1529,4212,5
Всего страны ЕС и Швейцария3510017100161007100

* * *

Официально

Заходом в порты оккупированного и аннексированного Россией Крымского полуострова судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины.

Эта статья была внесена в Уголовный Кодекс при принятии Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».

Согласно этому закону, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.

И это рано или поздно может обернуться для членов экипажа серьезными штрафами, а для судовладельца и капитана — и более серьезными последствиями, включая арест этого судна или других судов этого судовладельца в украинских или иностранных портах.

Кримінальний кодекс України:

«Стаття 332-1. Порушення порядку в’їзду на тимчасово окуповану територію України та виїзду з неї

1. Порушення порядку в’їзду на тимчасово окуповану територію України та виїзду з неї з метою заподіяння шкоди інтересам держави —

караються обмеженням волі на строк до трьох років або позбавленням волі на той самий строк, з конфіскацією транспортних засобів.

2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб, або службовою особою з використанням службового становища, —

караються позбавленням волі на строк від трьох до п’яти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією транспортних засобів.

3. Дії, передбачені частиною першою або другою цієї статті, вчинені організованою групою, —

караються позбавленням волі на строк від п’яти до восьми років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією транспортних засобів»…

Редакция BSNews и Майдан иностранных дел (Киев) обращают внимание правоохранительных органов Украины и всех читателей, что публикуемые нами материалы являются не просто информационными сообщениями СМИ, а документированием факта совершения преступления либо подозрения в его совершении.

*   *   *
В случае конкретных замечаний, поправок, изменений, уточнений,
выявления возможных ошибок, неизбежных при подобных расследованиях, Мониторинговая группа «Майдана иностранных дел» и BSNews будет признательна за информацию по специальному 
электронному адресу: blacksea.blacklist@gmail.com.
*   *   *
Расследование проводилось в рамках проекта «Журналистское расследование «Международные санкции в отношении аннексии Крыма: эффективность и влияние, соблюдение и технологии обхода» при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США*   *   *Моніторинг порушень міжнародних санкцій до РФ та правового режиму на тимчасово окупованій території Криму з 1 листопада 2016 року здійснюється за підтримки Європейської програмної ініціативи  Міжнародного фонду «Відродження». Позиція Міжнародного фонду «Відродження» може не співпадати з думкою авторів
*   *   *

BSNews выражает признательность компаниии ShippingExplorer
за возможность использования ее специализированного программного обеспечения, а также всем волонтерам присылающим нам свои материалы для проекта «Черный список»