Реальные судовладельцы крымского «черного списка» (расследование)
Getting your Trinity Audio player ready...
|
Сегодня, 12 мая 2017 года, издание BSNews опубликовало совместное с организацией «Майдан иностранных дел» расследование о нелегальных судозаходах в оккупированный Крым. Авторам материала — Андрею Клименко, Татьяне Гучаковой и Ольге Корбут — удалось найти реальных судовладельцев-нарушителей. Приводим ниже текст расследования полностью.
Мониторинговая группа Майдана иностранных дел и BSNews в апреле 2017 года завершила длительное журналистское расследование, целью которого было установление реальных владельцев морских судов, которые в нарушение законодательства Украины и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова с 18 марта 2014 по 1 мая 2017 года.
Расследование проводилось с ноября 2016 по апрель 2017 года. По результатам расследования выполнен анализ по странам принадлежности судовладельцев и/или операторов судов-нарушителей и составлены соответствующие базы данных.
Сложность расследования обусловлена такими причинами:
1) Флаги судов, по которым среди широкого круга читателей принято определять государственную принадлежность того или иного судна, далеко не всегда тождественны стране нахождения реального судовладельца и тем более не всегда тождественны менеджменту — стране оператора судна.
2) Сложности учета судовладельца и тем более оператора судна отчасти связаны со спецификой рынка морских перевозок. Широко распространена практика, когда судовладелец не управляет своим судном непосредственно, а поручает это компании-оператору, передавая ему при этом часть полномочий и ответственности. При этом смена компании-оператора может происходить достаточно часто.
3) Кроме того, реальные судовладельцы морских судов из «черного списка» в целях ухода от санкций за рейсы в оккупированный Крым активно используют перерегистрацию принадлежащих им судов на фиктивных владельцев, в том числе в оффшорных зонах с высокой степенью анонимности реального бенефициара.
Турецкий сухогруз DENIZ под погрузкой зерна у терминала Авлита в Севастополе 25.08.2016
4) Для этих же целей широко практикуется частая смена компаний-операторов, а также смена государств флага и названий судна при сохранении реального владельца.
При этом, как правило, для новой регистрации собственника, а также страны флага судна выбираются страны, которые не поддерживают международные резолюции о территориальной целостности Украины, осуждающие оккупацию и аннексию Крыма, такие, например, как Танзания, Монголия, Белиз, Конго, Ливан и др.
Результаты расследования
Всего по состоянию на 30 апреля 2017 года в крымский морской «черный список» Майдана иностранных дел и BSNews, который ведется с 18 марта 2014 года, даты непризнанной мировым сообществом аннексии Крыма внесено 299 морских судов (без учета судов портофлота и технологического флота). Такая база данных обновляется ежедневно.
Общее количество «фигурантов черного списка» — 299 — не равно сумме судов-нарушителей по годам, поскольку значительная часть судов заходит в крымские порты в течение всего периода оккупации.
В 2014 году в порты оккупированного Крымского полуострова с официального дня его аннексии, 18 марта, то есть за 9,5 месяцев, заходили 144 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 59 судов, 41,0%; Турции – 39 судов, 27,1%; Греции – 20 судов, 13,9%.
Таким образом, в первом году оккупации 82% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам 3-х стран – России, Греции и Турции.
В 2015 году в крымские порты заходили 162 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 107 судов, 66,1%; Турции – 30 судов, 18,5%.
То есть, во втором году оккупации 84,6% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам только 2-х стран – России и Турции, а греческие судовладельцы резко сократили свою работу на крымские порты.
В 2016 году в крымские порты заходили тоже 162 морских судна. Из них: принадлежали судовладельцам России – 113 судов, 69,8%; Турции – 19 судов, 11,7%.
То есть, в третьем году оккупации также более 80%, а именно 81,5% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам только 2-х стран – России и Турции.
За первые 4 месяца 2017 года в крымских портах зафиксировано 112 морских судов-нарушителей. Из них: принадлежат судовладельцам России – 90 судов, 80,4%; Турции – 10 судов, 8,9%.
Таким образом, за январь-апрель 2017 года 89,3% судов-нарушителей принадлежали судовладельцам также 2-х стран – России и Турции. Однако удельный вес турецких нарушителей значительно снизился.
Важное замечание: результаты расследования специально представляются в виде таблиц по каждому году оккупации отдельно.
Дело в том, что часто встречались ситуации, когда одно и то же судно в разные годы в период 2014-2017 принадлежало судовладельцам из разных стран. Поэтому по итогам расследования по каждому году конкретное судно помещалось в раздел той страны, в которой был в этот период зарегистрирован его конечный судовладелец.
Турецкий сухогруз LEONARDO под погрузкой зерна у зернового терминала в Камышевой бухте Севастополя 08.01.2017
Основные тенденции
В целом, при анализе по судовладельцам явно видны такие основные тенденции, которые являются прямым следствием действия украинских и международных морских санкций в отношении морского судоходства, принятых в связи с аннексией Крыма:
1) происходит резкое сокращение количества морских судов-нарушителей, принадлежащих иностранным судовладельцам (кроме РФ).
За три года оккупации Крыма доля торгового флота Турции в числе судов-нарушителей, заходящих в крымские порты снизилась с 27,1% до 8,9%, а количество судов-нарушителей почти в 4 раза – с 39 до 10. Динамика снижения: 2014 – 39 судов, 27,1%; 2015 – 30 судов, 18,9%; 2016 – 19 судов, январь-апрель 2017 – 10 судов, 8,9%.
За это же время доля торгового флота Греции снизилась с 13,9 % до 0%, а количество судов – с 20 до 0. Динамика снижения доли торгового флота Греции по годам оккупации выглядит следующим образом: 2014 – 20 судов, 13,9 %; 2015 – 5 судов, 3,1%; 2016 – 2 судна, 1,3%; январь-апрель 2017 года – 0 судов, 0%.
В 2014 году 35 (24,3%) судов-нарушителей режима оккупированной территории в Крыму принадлежали судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии (включая, как сказано выше, 20 судов греческих владельцев, а также 6 румынских). В 2015 году их доля уменьшилась до 17 судов (10,5%). Но в 2016 году их количество почти не изменилось – 16 судов (9,9%) при том, что судовладельцы Германии, Великобритании, Швейцарии, Латвии, Италии полностью прекратили работать с крымскими портами. Это произошло исключительно за счет роста числа нарушителей, принадлежащих судовладельцам Румынии и Болгарии. Однако, в целом это серьезно не изменило общих тенденций.
2) в связи с указанными выше процессами, Россия вынуждена замещать недостающий тоннаж морскими судами, принадлежащими судовладельцам РФ.
За три года оккупации в числе морских судов, заходящих в крымские порты, доля торгового флота РФ вынужденно выросла с 41% до 80,4%, а количество – с 59 до 113. Динамика роста: 2014 – 59 судов, 41,0%; 2015 год – 107 судов, 67,3%; 2016 год – 113 судов, 69,8%; январь-апрель 2017 года – 90 судов, 80,4%.
3) вследствие усиливающегося дефицита судов у российских судовладельцев, РФ вынуждена привлекать на крымские маршруты морские суда, принадлежащие судовладельцам Ливана, Сирии, Египта.
Сирийский сухогруз LAODICEA, специализированное судно, способное перевозить военную технику, прибывает в оккупированный Севастополь 10 сентября 2016 года.
Общие итоги расследования
Количество морских судов,
нарушавших режим оккупированной территории в портах Крымского полуострова
с 18 марта 2014 до 1 мая 2017 года, по странам регистрации компаний-судовладельцев
№ | Страна | 2014 | % | 2015 | % | 2016 | % | 2017, 4 м | % |
01 | Сирия | — | — | 1 | 1 | ||||
02 | Китай | — | 1 | 1 | — | ||||
03 | Латвия | 1 | — | — | — | ||||
04 | Болгария | 1 | 2 | 3 | 2 | ||||
05 | Великобритания | 1 | 1 | — | — | ||||
06 | Швейцария | 1 | — | — | — | ||||
07 | Египет | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||
08 | Панама | 1 | 1 | — | — | ||||
09 | ОАЭ | 1 | 1 | — | — | ||||
10 | Ливан | 1 | 2 | 8 | 4,9 | 2 | |||
11 | Сингапур | 2 | — | — | — | ||||
12 | Германия | 2 | 1 | — | — | ||||
13 | Италия | 3 | 1 | — | — | ||||
14 | Украина | 5 | 2 | 2 | 1 | ||||
15 | Румыния | 6 | 7 | 4,3 | 11 | 6,8 | 5 | 4,5 | |
16 | Греция | 20 | 13,9 | 5 | 3,1 | 2 | — | ||
17 | Турция | 39 | 27,1 | 30 | 18,5 | 19 | 11,7 | 10 | 8,9 |
18 | Россия | 59 | 41,0 | 107 | 66,1 | 113 | 69,8 | 90 | 80,4 |
ВСЕГО: | 144 | 100 | 162 | 100 | 162 | 100 | 112 | 100 |
Следует отметить, что несмотря на многочисленные публикации в украинских, болгарских, румынских и других европейских СМИ, правительства двух входящих в ЕС стран – Болгарии и Румынии – не смогли найти рычагов влияния на зарегистрированных в этих странах судовладельцев морских судов, которые являются системными и даже демонстративными нарушителями режима оккупированной территории в Крыму и санкций ЕС.
Болгарский танкер-газовоз POLARIS, Керченский морской рыбный порт, 06.08.2015
Особенно демонстративными на фоне международных санкций выглядят регулярные заходы в оккупированный Крым 2-х болгарских танкеров-газовозов (LPG), поскольку они не только принадлежат болгарской компании, но и осуществляют свои нарушения под флагом Болгарии – страны ЕС.
№ | Name | Vessel Identification Technical Data |
Owner / Manager | Dates |
01 | BRIZFlag: BulgariaVessel type: Lpg TankerFormer name(s): Bulmarket 1 (2007 Apr) Dneprovets 1 (2002 Jul) |
IMO: 8899720 MMSI:207297000 Callsign: LZRVGross tonnage: 2,083 tons Summer DWT: 1,272 tons Length: 88 m. Beam: 12 m Draught: 2.5 mBuild year: 1987 Builder: Tito Shipyard Sremska Mitrovica, Serbia |
Class society: Russian Maritime Shipping RegisterOwner: Bulmarket Shipping Rousse, Bulgaria. Address:100, Tutrakan Blvd, Ruse 7000, Bulgaria.Email: krasimir.penev@bulmarket.bg Manager: Bulmarket Shipping Rousse, Bulgaria |
Kerch:21.04.15 21.05.15 28.10.15 22.12.15 11.05.16 27.09.16 07.11.16 — из Констанцы, ушел в Мангалию 18.03.17 — из Сулины, указал в АИС for orderДоставка в Болгарию сжиженного газа из РФ через терминал в Керчи |
02 | POLARISFlag: Bulgaria.Vessel type: Lpg TankerFormer name(s): Lpg Thebe (2007 May) Mette Kosan (2005 Mar) Mette Tholstrup (1990) |
IMO: 8012853. MMSI: 207345200 Callsign: LZFKGross tonnage: 2,323 tons. Summer DWT: 2,528 tons. Length: 82 m. Beam: 13 m. Draught: 4.5 m.Build year: 1981. Builder: Svendborg Skibsvaerft & Maskinbyggeri — Svendborg, Denmark. |
Class society: Bureau Veritas Home port: VarnaOwner: Bulmarket Shipping Rousse, Bulgaria. Address:100, Tutrakan Blvd, Ruse 7000, Bulgaria.Email: krasimir.penev@bulmarket.bg Manager: Bulmarket Shipping Rousse, Bulgaria |
Kerch:27.03.15 04.08.15 19.02.16 04.03.16 10.04.16 07.06.16 26.12.16 — из Варны, ушел 02.01.17Доставка в Болгарию сжиженного газа из РФ через терминал в Керчи (КМРП) |
Кроме того, в результате расследований украинских СМИ в 2016 году была выявлена теневая схема незаконных поставок в оккупированный Крым ильменитовой руды, сырья для производства двуокиси титана на химическом заводе «Крымский титан», с использованием в качестве главного звена болгарского судна KATYA:
03 | KATYANew Name: PATRA 3 since 01/10/2016Flag: TogoVessel type: General Cargo |
IMO: 8000836 MMSI: 671661000 Call Sign: 5VDS2Gross Tonnage: 7788 Summer DWT: 11990 t Length Overall x Breadth Extreme: 138m × 18mYear Built: 1980 |
Class society: Lloyd’s Shipping RegisterRegistered owner — PATRA MARITIME SA Majuro MH Marshall Islands. since 04/10/2016Ship manager/Commercial manager — PATRA MARITIME SA Majuro MH Marshall Islands. since 04/10/2016ASTROMAR LTD — Ship manager/Commercial manager since 13/11/2015 — ul Neofit Bozveli 9000 Varna, Bulgaria. GVC COMMODITIES CO — Registered owner since 13/11/2015 — Care of Astromar Ltd, ul Neofit Bozveli 9000 Varna, Bulgaria. |
04.04.16 — рейдовая перевалка в Керченском проливе руды ильменита для завода «Титан» в Крыму |
Судовладельцы Румынии упорно демонстрируют увеличение количества морских судов, выполняющих рейсы в оккупированный Крым. В первый год оккупации, 2014, таких судов было 6, на второй год – 7, на третий год оккупации, 2016, их стало 11, за первые 4 месяца 2017 года – уже 5.
Полная база данных судов-нарушителей, принадлежащих румынским судовладельцам — в Приложении 5.
Суда из «румынского списка» в период 3-х лет оккупации Крымского полуострова обеспечивали значительную часть незаконного экспорта из оккупированного Крыма: металлолом в Турцию и Румынию, зерно и семена подсолнечника – в Турцию и Ливан.
Эти суда в целях ухода от санкций применяют незаконные методы, влекущие за собой ответственность по международным морским конвенциям:
- прибытие в крымские порты с отключенными передатчиками автоматизированной информационной системы (АИС),
- намеренная фальсификация портов назначения в данных АИС при прохождении пролива Босфор (вместо порта назначения в оккупированном Крыму указываются порты РФ или расплывчатые формулировки For Order или Black Sea).
В первые месяцы 2017 года количество судов из «румынского списка» не демонстрирует тенденции к уменьшению.
В связи с этим можно сделать вывод, что на их владельцев не очень повлияло задержание морской погранохраной Украины на Дунае 30 ноября 2016 года на пути из Севастополя в Джурджулешты (Молдова) сухогруза SKY MOON с грузом крымской кальцинированной соды и последующий его арест с дальнейшей перспективой судебной конфискацией груза и судна, а также реального срока лишения свободы для капитана судна.
05 | SKY MOONNew MMSI: 677093700 New Call Sign: 5IM737New Flag: Tanzania Old Flag: Saint Vincent & GrenadinesVessel type: General CargoFormer name(s): Mermaid Stream (2004 Dec 21) Mermaid Hawk (2000 Oct) Maroi (1995 Aug 22) Agate Pioneer (1982 Jan) Atlantic Pioneer (1982 Jan) Danboat (1978 Jan) |
IMO: 7525334 MMSI: 376562000 Callsign: J8B3712Gross tonnage: 2,201 tons Summer DWT: 4,083 tonsBuild year: 1978 Builder: Tomren Verft Tomrefjord, Norway |
Home port: KingstownClass society: Germanischer LloydRegistered owner INFO MARKET SRL Apartment 10, Strada Stefan cel Mare 68, 900191 Constanta, Romania. since 20/06/2016 |
ISM Manager
INFO MARKET SRL Apartment 10, Strada Stefan cel Mare 68, 900191 Constanta, Romania. since 17/12/2015Ship manager/Commercial manager
BLUE SKY SHIPMANAGEMENT LTD PO Box 364, 60, Market Square, Belize City, Belize. since 19/10/2015Sevastopol:23.01.16
01.03.16
10.04.16
Между 14.11.16 и 18.11.16 с выключенным АИС, принял груз кальцинированной содыFeodosia:
17.01.16
27.07.16Kerch:
27.10.16 — КМТП из Батуми
Состав экипажа арестованного сухогруза SKY MOON – капитан гражданин Ливии, 8 членов экипажа граждане Сирии, соответствует нашей изначальной гипотезе, что вся эта группа судов прямо или косвенно принадлежит и управляется гражданами Румынии – выходцами из стран Ближнего Востока.
Общие тенденции по морским судам-нарушителям, принадлежащим судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии (присоединившейся к санкциям ЕС), представлены в таблице:
Количество морских судов,
принадлежащих судовладельцам из стран ЕС и Швейцарии,
нарушавших режим оккупированной территории в портах Крымского полуострова
с 18 марта 2014 до 1 мая 2017 года, по странам регистрации судовладельцев
№ | Страна | 2014 | % | 2015 | % | 2016 | % | 2017, 4 м | % |
01 | Латвия | 1 | — | — | — | ||||
02 | Болгария | 1 | 2 | 3 | 18,8 | 2 | 28,6 | ||
03 | Швейцария | 1 | — | — | — | ||||
04 | Германия | 2 | 1 | — | — | ||||
05 | Великобритания | 1 | 1 | — | — | ||||
06 | Италия | 3 | 1 | — | — | ||||
07 | Румыния | 6 | 17,1 | 7 | 41.2 | 11 | 68,7 | 5 | 71,4 |
08 | Греция | 20 | 57,1 | 5 | 29,4 | 2 | 12,5 | — | |
Всего страны ЕС и Швейцария | 35 | 100 | 17 | 100 | 16 | 100 | 7 | 100 |
* * *
Официально
Заходом в порты оккупированного и аннексированного Россией Крымского полуострова судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины.
Эта статья была внесена в Уголовный Кодекс при принятии Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».
Согласно этому закону, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.
И это рано или поздно может обернуться для членов экипажа серьезными штрафами, а для судовладельца и капитана — и более серьезными последствиями, включая арест этого судна или других судов этого судовладельца в украинских или иностранных портах.
Кримінальний кодекс України:
«Стаття 332-1. Порушення порядку в’їзду на тимчасово окуповану територію України та виїзду з неї
1. Порушення порядку в’їзду на тимчасово окуповану територію України та виїзду з неї з метою заподіяння шкоди інтересам держави —
караються обмеженням волі на строк до трьох років або позбавленням волі на той самий строк, з конфіскацією транспортних засобів.
2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб, або службовою особою з використанням службового становища, —
караються позбавленням волі на строк від трьох до п’яти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією транспортних засобів.
3. Дії, передбачені частиною першою або другою цієї статті, вчинені організованою групою, —
караються позбавленням волі на строк від п’яти до восьми років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією транспортних засобів»…
Редакция BSNews и Майдан иностранных дел (Киев) обращают внимание правоохранительных органов Украины и всех читателей, что публикуемые нами материалы являются не просто информационными сообщениями СМИ, а документированием факта совершения преступления либо подозрения в его совершении.
выявления возможных ошибок, неизбежных при подобных расследованиях, Мониторинговая группа «Майдана иностранных дел» и BSNews будет признательна за информацию по специальному электронному адресу: blacksea.blacklist@gmail.com.
BSNews выражает признательность компаниии ShippingExplorer
за возможность использования ее специализированного программного обеспечения, а также всем волонтерам присылающим нам свои материалы для проекта «Черный список»