Крым шуз. Как курс рубля мешает россиянам строить обувную фабрику в Крыму

Getting your Trinity Audio player ready...

Сегодня журналистка Ольга Сичкарь написала для сайта Reuters статью о строительстве новой обувной фабрики в Крыму под Евпаторией. Ниже мы приводим эту статью полностью. Российская компания Zenden анонсировала в прошлом году запуск предприятия по выпуску до 1 млн пар обуви в год под маркой «Крым шуз». Но сегодня речь идет в лучшем случае о 80 тыс. пар обуви к концу года. Почему так вышло, и при чем тут курс рубля? Читайте ниже. В подготовке материала также принимали участие Антон Зверев, Мария Киселева, Ольга Попова. Редактор Дмитрий Антонов.

Основатель и владелец второго по выручке в России продавца обуви Zenden Андрей Павлов, год назад начавший строить фабрику в Крыму, столкнулся с невыгодностью собственного производства из-за укрепления рубля и связанного с ним притока дешевой продукции из-за рубежа.

Zenden, специализирующийся на недорогой обуви, объявил о строительстве производства в аннексированном у Украины Крыму весной 2016 года. Обувь выпускается рядом с Евпаторией под брендом «Крым шуз».

«Крымское производство на данный момент — это всего 5.000 пар в месяц. Доля собственного производства (в объеме продаж) у нас совсем маленькая – в пределах одного процента. Иметь личную фабрику сейчас – это с ума сойдешь», — сказал Павлов в интервью Reuters.

По его словам, за решением открыть производство в Крыму стояли идеология и расчет на экономические льготы:

«Ну конечно, сказать (бывшему советскому лидеру, при котором Крым был передан в состав Украинской ССР Никите) Хрущеву: ты был неправ. Это было нечто среднее. Тяжело это вбить только в идеологию. И экономика все-таки. (Власти РФ) Сделали нужный шаг, сделали экономическую зону. При наличии льгот появился какой-то шанс».

Подписывайтесь на наши новости в Facebook и Вконтакте

Поплатившаяся за присоединение Крыма международными санкциями Москва сделала полуостров свободной экономической зоной, подарив бизнесу освобождение от большей части налогов: Zenden платит единый социальный налог 7 процентов вместо 30 и нулевой налог на прибыль.

Изначально в планах Zenden было строительство под Евпаторией обувного кластера мощностью 1 миллион пар в год; предполагалось, что на предприятии будет работать 500 человек. Сейчас Павлов затрудняется сказать, когда этот проект может быть реализован полностью, а на обозримое будущее строит более скромные планы.

«Если ты планируешь курс 65 (рублей за доллар), а он сейчас 56, российское производство начинает пробуксовывать по себестоимости», — сказал Павлов.

Волатильность рубля, следующего за ценами на нефть, также мешает Zenden: по словам Павлова, с курсом «как кардиограмма» строить четкие планы на несколько лет вперед бесполезно, нужно постоянно корректировать их.

«Мы (тем не менее) фабрику строим. Если завтра доллар будет 50, мы не прекратим строить, но планы резко поменяются, потому что мы вылетаем из экономики», — сказал Павлов.

До конца 2017 года, как надеется глава Zenden, компании удастся пошить 80.000 пар обуви, к этому времени на производстве в Крыму будет трудиться около 100 человек.

«Увеличивать производство планируем, но как получится, посмотрим», — сказал Павлов.

Российские чиновники, озабоченные необходимостью оживить экономику и наполнить бюджет, наперебой твердят, что рубль находится выше фундаментальных значений. Им противостоит Центробанк, по мнению которого слабый рубль может привести к увеличению технологического отставания России и снижению благосостояния населения.

Президент РФ Владимир Путин сказал в понедельник, что рубль находится в сбалансированном состоянии, и искусственное влияние на курс исключено, поддержав политику ЦБР.

БОСОНОЖКИ ИЗ ЛАТАКИИ

Собственное производство в Крыму пока занимает не более 1 процента в продажах Zenden, остальное ритейлер заказывает в Китае, России (Дагестан и Ростов-на-Дону) и Турции, а с недавнего времени — в Сирии.

«Сирия раньше была огромным центром легкой промышленности. Они шили босоножки, шлепанцы на весь Ближний Восток. В Россию ввозили десятки миллионов пар сирийской обуви», — сказал Павлов.

Он говорит, что имел дело с сирийской обувью еще в 1990-е годы, когда начинал бизнес с торговли в Лужниках.

Босоножки по заказу Zenden шьет фабрика недалеко от Латакии, рядом с российской военной базой, но поставки из охваченной гражданской войной страны не оправдывают ожидания.

«Очень сложно: не можешь выстроить финансовую схему, ничего не можешь выстроить! Логистика сложная. Пока то, что хотелось, не получается», — сказал Павлов.

Другими деталями о поставках из Сирии, где Россия поддерживает президента Башара Асада, он делиться отказался:

«Хотелось купить много, загрузить фабрику, но не получилось, огромное количество проблем».

«БУДЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 5% — БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ»

Zenden, получившая около 20 миллиардов рублей выручки в 2016 году, второй по обороту обувной ритейлер в России после сети Kari. Средняя стоимость пары кожаной обуви Zenden составляет 2.300-2.500 рублей, обувь из искусственных материалов стоит меньше.

В 2016 году Zenden  совершила две относительно крупные покупки конкурентов – Thomas Munz и Mascotte — и теперь управляет 340 магазинами в Москве и регионах, значительная часть которых находится в ЦФО, особенно Москве и Санкт-Петербурге.

«Расти-то растем, обороты качаем, а прибыли особо нет. Около 1 миллиарда рублей получили в том году, 5 процентов по рентабельности нет. И это, в принципе, удачный год», — сказал Павлов.

По его словам, в 2017 году компания стремится к выручке в размере 28 миллиардов рублей с учетом консолидации Thomas Munz и Mascotte.

«Будет рентабельность 5 процентов – будем счастливы», — говорит глава Zenden.

Трудности Павлов также связывает с конкуренцией со стороны иностранных производителей, рост которой неотделим от укрепления рубля:

«Если евро упадет, например, самое страшное — до 50 рублей, автоматом наша торговля станет по ценам выше европейских. Уедет лишний миллион туристов, лишний миллион пар обуви купит и привезет в чемодане».

Другая опасность для российского обувного и одежного ритейла, таится в развитии трансграничной интернет-торговли, а также контрабанде, считает он:

«Контрабанда идет полным ходом, заливают все обувью. Теневой рынок обуви огромный, мы даже не знаем суммы, не можем посчитать».

Павлов сказал, что Zenden готова корректировать планы.

«На 2017 год планы в январе были одни, мы хотели открыть 70 магазинов Zenden, но сейчас мы смотрим на рынок и думаем, что, наверное, откроем в два раза меньше… Постоянно смотрим за ситуацией, готовы менять планы в любой момент», — сказал он.