Крымчанин Ренат Параламов рассказал о пытках ФСБ

Getting your Trinity Audio player ready...

Два месяца назад в Крыму сотрудники ФСБ похитили крымского татарина Рената Параламова и подвергали пыткам, в том числе электрическим током. Под пытками Параламов подписал два протокола, в которых оговорил себя и других лиц. Таким образом силовики пытались склонить его к сотрудничеству. На следующий день он был найден родными на автовокзале Симферополя в крайне тяжелом состоянии. После этого случая Параламов был вынужден покинуть оккупированный полуостров. Сейчас вместе с женой и четырьмя детьми он живет в Киеве. 2 ноября Параламов дал пресс-конференцию, а издание LB.ua опубликовало материал по ее итогам. Приводим его полностью ниже.

Утром 13 сентября в поселке Нижнегорский (в 100 км от Симферополя) сотрудники ФСБ провели обыск в доме крымского татарина Рената Параламова. После обыска его посадили в микроавтобус и с мешком на голове вывезли в неизвестном направлении. В течении следующих суток Параламова подвергали пыткам с целью дачи им неправдивых показаний в отношении себя, а также некоторых фигурантов дела Хизб ут-Тахрир.

Последнее является самым массовым политически мотивированным уголовным делом в отношении мусульман на территории Крыма. По состоянию на сегодняшний день по этому делу осуждены и отбывают наказания в российских колониях – 4 крымских татар; еще как минимум 21 человек находятся под следствием в СИЗО Симферополя.

По словам Параламова, после того как его доставили в неизвестное здание, силовики начали проводить допрос с применением физической силы. «Сначала я сказал, что не буду ничего говорить без адвоката. Один из них это услышал и спросил: «Кто адвоката спрашивал?» и ударил меня кулаком в грудь. После этого он сказал: «Ты меня понял, да? Тут все серьезно, никто не шутит с тобой». После этого мне начали задавать вопросы», – рассказывает Параламов.

Сначала силовики допрашивали крымчанина об администрировании им группы в соцсети «Вконтакте». Также Параламову называли ряд фамилий и спрашивали, знает ли он этих людей.

«Он спрашивал, почему у меня друзья одни «хизбы»? Я отвечал: «Почему же, у меня большой круг друзей, они у меня разные!» Но они настаивали почему-то, что все мои друзья «хизбы». Потом они спрашивали, являюсь ли я сам сторонником Хизб-ут Тахрир. Также они спросили, знаю ли я, кто такой Абу Ясин. Я пояснил, что не понимаю, о ком идет речь, поскольку «Абу» по-арабски означает отец, а людей с именем Ясин я знаю много. Видимо, такой ответ их не удовлетворил, и одни из них сказал: «У тебя два выхода: либо ты будешь делать все, как мы скажем, во всем признаешься и останешься здоровым; либо ты потеряешь здоровье и все равно сделаешь так, как мы тебе скажем». После этого мне сказали встать, туго смотали скотчем ноги и руки, положили на пол; оголили ягодицы, приклеили к ним что-то, после чего я почувствовал первый электрический разряд», – рассказывает крымский татарин.

Все время, пока Параламова были током, фсбшники спрашивали у него, знает ли он, кто такой Абу Ясин.

«Я просил, чтобы мне показали фотографию этого человека, потому что я не понимаю, о ком идет речь. После чего мою голову повернули набок, приподняли мешок, ткнули в лицо планшет и сказали: «Вот он!». Я сказал, что видел этого человека и помню, что раньше он торговал на рынке в Симферополе, также я сказал, что в газетах писали, будто он выехал из Крыма. На что мне ответили: «Вот! Он сейчас в Германии, а ты здесь». Я спросил: «Причем тут это вообще? Какое отношение он имеет ко мне?» Но мне ничего не ответили и продолжили бить током. Я снова начал кричать: «Хватит, я расскажу все, что вы хотите», – рассказывает Параламов. ФСБшники называли другие фамилий и параллельно продолжали бить Параламова током.

Фото: Эскендер Ганиев

Парламов рассказывает, что пытки продолжались, и вскоре он потерял дар речи и не мог внятно отвечать на вопросы: «Меня поставили на колени, облокотили на какой-то низкий стол и продолжали бить током и одновременно задавать вопросы».

В какой-то момент ему пригрозили, что изнасилуют металлической трубой. «Меня это очень напугало, я читал, что на Кавказе так людей пытают. Я крикнул: «Не надо!», пытался что-то говорить, от стараха даже речь снова появилась. На что один из них иронично сказал: «Вот видишь, умеешь же говорить, когда хочешь. Он начал снова задавать мне вопросы. Может, те же самые, может, другие – я уже не помню, просто отвечал: «да», «знаю», «делал»», – рассказывает крымский татарин.

В итоге Параламов подписал два протокола. В одном он признается, что «является сторонником взглядов партии Хизб-ут Тахрир, изучал экстремистскую литературу, обменивался своими взглядами на этот счет с дургими мусульманами во время посещения мечети». Во втором протоколе говорится, что в 2014 году крымчанин «нашел и спрятал в районе Нижнегорского тротил и 15 патронов, однако через пару лет, узнав про обыски у крымских татар по обвинению в причастности к Хизб-ут Тахрир, перепрятал тайник».

Сотрудники ФСБ объяснили крымчанину, что если он не захочет с ними сотрудничать – против него возбудят уголовное дело по первому протоколу и он сядет на срок от 17 лет до пожизненного. Если же он согласится «сотрудничать» — против него возбудят уголовное дело по второму протоколу и дадут условный срок. После этого Параламова вывезли на окраину Симферополя, где он на камеру якобы нашел свой перепрятанный тайник с тротилом и патронами. Когда постановочное видео было отснято, Параламову сказали идти домой и ждать, когда с ним свяжутся. Через какое-то время его нашли на автовокзале родные и активисты. Через несколько дней после случившегося Параламов покинул оккупированный полуостров. Сегодня во время пресс-конференции он сообщил, что российские пограничники не препятствовали его выезду на админгранице с Крымом.

Денис Рабомизо

Фото: khersonline.net

Денис Рабомизо

По словам адвоката Украинской Хельсинской группы Дениса Рабомизо, крымчанин Ренат Параламов не единственный, к кому применялись пытки со стороны сотрудников ФСБ на территории Крыма после 2014 года.

«Часть дел, которые мы ведем, не являются публичными, поэтому мы призываем жертв пыток не молчать и добиваться справедливости. Основная цель, которую мы преследуем в таких делах — это отстаивание интересов жертв пыток в международных инстанциях – в ЕСПЧ, а также комитете ООН против пыток. Мы все понимаем, что эффективное расследование таких дел в Крыму – это нереально. Так, по делу того же Параламова в органы оккупированного Крыма были поданы десятки жалоб, но все они остались без ответа», – поясняет адвокат.

Представитель Прокуратуры АРК, которая в 2014 году была передислоцирована в Киев, Юлия Усенко во время пресс-конференции сообщила о подозрении в причастности к пыткам Параламова бывшему сотруднику Службы безопасности Украины, перешедшему после аннексии Крыма в ФСБ России. Усенко не назвала его имени, однако уточнила, что прокуратура готовит объявление подозреваемого сотрудника ФСБ в розыск.

Известно еще как минимум четыре случая похищений и применения пыток в отношении крымских татар в период с 2014-го по 2017 год. Так, в декабре 2015 года в Джанкое предположительно сотрудники ФСБ в здании райотдела полиции пытали током крымского татарина Энвера Кроша. Под пытками они пытались склонить его к сотрудничеству и даче показаний на других крымских татар, которые якобы причастны к деятельности Хизб-ут Тахрир.

В 2016 году в Ялте силовики провели обыск в доме активиста Дамир Минадирова; его доставили в отделение ФСБ, где избивали и душили, одев на голову пластиковый пакет. Таким способом силовики пытались «выбить» показания на шестерых фигурантов так называемого «ялтинского дела Хизб-ут Тахрир». После этого случая Минадиров был вынужден выехать в Киев.

Фото: censor.net.ua

В марте этого года сотрудники ФСБ похитили крымчанина Эмиля Мухтеремова; ему предлагали копать себе могилу и грозились сбросить со скалы. Как и в предыдущих случаях, Мухтеремова пытались сделать свидетелем по одному из дел Хизб-ут Тахрир.

В июне предположительно сотрудники ФСБ вывезли на пустырь крымчанина Петра Бородина, где угрожали ему, в том числе оружием. По словам Бородина, силовики предлагали ему сотрудничать с ними.