Сербия: тест на Крым. Мнение Ирины Джамич
Getting your Trinity Audio player ready... |
Впервые текст вышел на LB.ua
Сербия и Беларусь — единственные европейские страны, которые оказались в компании Камбоджи, Боливии, Эритреи, Уганды, Зимбабве… которые 14 ноября голосовали против проекта резолюции ООН по Крыму.
Документ под названием «Состояние прав человека в Автономной Республике Крым» является жестче предыдущего, в нем отмечается ухудшение ситуации с правами человека в Крыму, осуждается принудительный перевод граждан Украины в российское гражданство, а также констатируется, что между Украиной и Россией существует международный вооруженных конфликт.
А еще неделю назад президент Сербии Вучич уверял, что Сербия стремится к дружеским отношениям с Украиной. А министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич, что «Сербия поддерживает территориальную целостность Украины». Правда второй был менее убедителен и процедил свое заявление сквозь зубы после давления со стороны Киева. Озвучивание официальной позиции Белграда по Украине обычно является результатом невероятных усилий украинских дипломатов, а большинство нот, призывов и намеков сербские власти просто игнорируют.
Президент Сербии Александр Вучич
Неудивительно, ведь формальная позиция идет вразрез с реальным положением дел. Сербские политики регулярно посещают аннексирован полуостров, за что 14-ь из них оказались в санкционном списке Петра Порошенко. И хотя эти лица представляют в Крыму политические партии, а не органы государственной власти, беспокойство вызывает то, что большинство из них — члены правящей коалиции.
Сербский чиновник Ненад Попович, который попал в «райские бумаги» из-аз сомнительных сделок по строительству олимпийского городка в Сочи, всего за несколько месяцев до назначения на должность министра на праздновании третьей годовщины аннексии Крыма строил грандиозные планы инвестиций Сербии в экономику Крыма и заявлял, что вопрос статуса Крыма закрыт.
Политика двойных стандартов
Лицемерие Белграда представляется особенно странным на фоне вопроса Косово, за которое Сербия и через 10 лет после его отсоединения бьется с таким же запалом. Так на 16 ноября новоназначенный председатель Совета нацбезопасности Сербии Небойша Стефанович созывает экстренное заседание из-за высказываний члена Президиума Боснии и Герцеговины Бакира Изитбеговича, что Боснии следовало бы признать Косово.
А две недели назад власти Сербии искренне благодарила Суринам за то, что тот отозвал решение о признании независимости Косово.
Однако принципиальную позицию Украины относительно непризнания самопровозглашенной республики здесь, кажется, не ценят. По крайней мере, взаимностью отвечать не собираются. Представители Украины (в отличие от сербских политиков в Крыму) посещают Косово только по специальному разрешению Сербии, Украина (в отличие от России) не признает косовские паспорта и даже футбольные матчи между командами Косово и Украины проводит на нейтральной территории.
Казалось бы, кто как не Сербия со своей проблемой Косово должна поддержать Украину в ее борьбе за восстановление территориальной целостности? Однако здесь не действует ни принцип взаимности, ни обычная логика: народ руководствуется безграничной любовью к братской России, лидеры прикрываются «национальным интересом», который им подсказывает, что ссориться с большой и мощной страной не стоит, по крайней мере, пока нет стопроцентной гарантии, что Сербию примут в ЕС.
Поэтому и Сербии не стоит удивляться, если однажды Украина решит, что для ее национальных интересов важнее согласовать свою внешнюю политику с большинством членов ЕС, признавшими Косово. Кстати так же, как и бывшие югославские республики Черногория, Хорватия, Македония и Словения.