Ахтем Сеитаблаев: «Не могу сказать, что я тотально счастливчик»

Getting your Trinity Audio player ready...

Один из немногих украинских актеров (и режиссеров), которых по степени узнаваемости действительно можно назвать селебрити. Статья Катерины Городничей, Like.lb.ua.

По количеству упоминаний в прессе, пожалуй, никто из коллег в 2017-2018 гг с ним сравниться не может. В серии «#кто_все_эти_люди — украинское кино» на портале Like.lb.ua  почти в каждом интервью так или иначе фигурировало его имя. Как режиссер фильмов, из которых нам запоминались актеры, как партнер по площадке и даже как когда-то сосед по общежитию. Градус серьезности в большинстве публичных разговоров с Ахтемом Сеитаблаевым зашкаливает — темы режиссерских работ обязывают. Но Лайк тяжеловесных рефлексий не любит, Лайк любит истории.

Ахтем Сеитаблаев

Фото: фотосет для коллекции A TAN MAN

Ахтем Сеитаблаев

Ахтем, перечитывая десятки интервью и пересматривая многочисленные эфиры, складывается стойкое впечатление, что вас “назначили” носителем скорби всего крымскотатарского народа в медийном пространстве.

О господи, меньше всего хотел этого.

Вот мне всегда хотелось узнать — вам не жмет?

Да конечно жмет. Я обожаю комедии. Веселиться люблю. Может быть просто этап жизни такой. Наверное, потому что “Хайтарма”, наверное, потому что “Чужая молитва”. Но я не мог не снять эти фильмы. Как не мог не снять “Киборги”. А вообще я люблю хулиганить. И обязательно это буду делать. (пауза) Сейчас вот только сниму “Захара Беркута”… А потом — масштабное кино про Конотопскую битву. (смеется). Ну так получается.

Ада Роговцева и Ахтем Сеитаблаев

Фото: из театрального архива

Ада Роговцева и Ахтем Сеитаблаев

Вы так много и так часто пересказывали свою биографию в интервью, что я могу даже формулировки повторить. Давайте лучше подробнее остановимся на том возрасте, который обычно в ваших рассказах занимал пару фраз “вырос в Узбекистане, в школе много и активно участвовал в самодеятельности”.

Родился я в семье, где по маминой линии все так или иначе были связаны с искусством: композиторы, хореографы, музыканты, артисты. По всей видимости, родители, когда меня конструировали, то за основу брался мамин род. Брат и сестра, конечно, родителей постоянно укоряли — ну да, он младшенький, ему все можно, все прощается. С братом разница у нас 6 с половиной лет, с сестрой 9. Сестра рано вышла замуж, и вообще она была ко мне мягче. А вот от брата я постоянно получал. И только когда он уже вернулся из армии — ему было 20, мне 14, мы наконец нашли общий язык, стали друзьями. Хоть и потом все равно много спорили.

От садика что-то в памяти осталось?

В последний год садика мне уже так не хотелось туда ходить, что я умудрялся переводить часы. Я знал, что если маленькая стрелка на девятке, а большая на 12-ти, это время, до которого утром принимают в садик, а потом уже нельзя было приводить детей. И вот я взбирался на спинку дивана, переводил стрелки и прятался. Мама или папа входили, видели время, удивлялись, но никак проверить было нельзя — ни мобильных, ни других гаджетов, кроме самих часов, же не было. Пару раз этот номер прошел. Но потом они все-таки поняли, что там не без моего участия.

Я очень хотел в школу. Года в 4 я отправился туда самостоятельно. Она была недалеко, минут 10 пешочком. Узбекистан, жарко, я в майке. И все. Только в одной майке. С тетрадкой подмышкой. Пришел в школу, меня даже запустили в какой-то класс. Я, конечно, помню очень отрывочно, как открыл какую-то дверь, вошел. И меня не выгнали.

Мне потом долго это вспоминали в школе. Меня активно искали дома, а никто из родственников не видел, куда я пошел. Брата отрядили искать, и кто-то ему сказал, что видели, как я переходил дорогу в сторону школы. А меня тем временем в школе расспросили, кто я. Я сказал, что у меня тут брат учится. Зовут его Руслан. И фамилию я тоже знал. Долго это было притчей во языцах — как я без трусов в школу сходил. А 31 августа перед первым классом я прыгал на кровати от радости, что иду в школу. Старший брат так на меня смотрел саркастично!

Ахтем Сеитаблаев

Фото: из личного архива

Ахтем Сеитаблаев

И в школе сразу начались тяжелые “звездные” будни?

Нас прямо с первого класса таскали на какие-то коммунистические городские мероприятия. У нас была такая “группа товарищей”, которые участвовали всегда и во всем. У нас просто были громкие голоса и мы умели четко, с хорошей дикцией сказать, куда нас ведет партия. И вот я почему-то запомнил, как в классе четвертом мне уже все надоело. То ли стих был длинный, то ли еще что-то случилось. Я вот прям помню, как меня ругали брат и сестра старшие. Брат говорил “Ты не можешь подвести. На тебя рассчитывают”

Пришлось вернуться “в искусство”?

Ну да, потом уже стал постарше, постоянные Зарницы, наподобие КВНа что-то, девочки улыбаются, ты чувствуешь, что у тебя что-то получается.

А авторитета это добавляло?

Это был скорее дополнительный бонус. Город был особенный. Население под 120 тысяч, промышленный. По большому счету построен депортированными. Крымскими татарами, дальневосточными корейцами, чеченцами, немцами Поволжья. Плюс — ЗэКа на вольном поселении. Для мальчишки это была школа жизни. Не могу сказать, что прямо весь город жил по понятиям, но атмосфера была соответствующая. Меня это не пугало и не впечатляло, просто потому что я вырос в этом.

Мне кажется, тогда вообще принято было знать все эти “понятия”.

Ну так половина страны в тюрьме сидела. По разным причинам. С одной стороны, достаточно жесткая такая школа жизни, потому что каждый из нас получал на раз, если что. С другой стороны, это тебя формирует. Как минимум, ты знаешь, что за свои слова всегда надо отвечать.

Так что если говорить об авторитете в школе, то это скорее через драки приходило. Сценические успехи — это бантики, что-то вроде “мы еще и тут можем, если что”. Это больше помогало во взаимоотношениях с директором школы, с завучем, потому что если что, то наша “группа товарищей” усмиряла бузитеров: “Слышишь парень, веди себя нормально на уроках, потому что это тоже чья-то мама. А если бы с твоей так? Вот и не быкуй, сиди нормально”. Так мы “раскатывали” хулиганов на этой теме. И вот благодаря тому, что мы помогали школе и с творческой, и скажем так с “организационной” стороны, то у нас были некие послабления в учебе.

Ахтем Сеитаблаев

Фото: pr-служба 1+1

Ахтем Сеитаблаев

А пригождались? Послабления.

Я учился плохо на самом деле. Гуманитарные науки — да, мое. Литература, история, биология, как ни странно. География. О, у нас была такая географичка! Она знала, что очень нравится мальчишкам и пользовалась этим беззастенчиво. Все самые отъявленные двоечники сидели у нее на уроке и зачарованно застывали. Географию знали все.

Кроме школы, наверное, же были еще какие-то занятия? Музыкалка?

О, это отдельная история. Мама же, хоть и была по образованию актрисой, но не работала ею, потому что вышла замуж, и отец не приветствовал этого занятия. У нее до театрального было еще музучилище с отличием, и потому она учителем музыки проработала больше тридцати лет в музыкальной школе. В этой школе отучились и моя сестра, и мой брат, и я до четвертого класса. Но мне удалось соскочить с этого поезда. Хоть потом и жалел очень. По классу фортепиано учился. Видимо, родители на мне уже подустали сеять “доброе и вечное” среди своих наследников, бороться.

И устали они как раз на единственном человеке в семье, которому это могло бы пригодиться.

Да-да, это точно, потому что брат отучился 7 лет и продал скрипку в тот же день, как только сдал экзамены.

А вообще я в детстве запойно читал. Родственница в библиотеке работала и все ништяки оттуда мне первому доставались. А “Мифы Древней Греции в произведениях художников” стали моей любимой книжкой. Сначала у нее был чисто прикладной характер. В ней были иллюстрации. А скульпторы и художники, как вы понимаете, изображали не только мужчин, но и женщин. И не все они были одеты. И мне эту книженцию сестра, кстати, подкинула. Видимо, понимала, как меня искусством заинтересовать. (смеется)

Ахтем Сеитаблаев

Фото: фотосет для коллекции A TAN MAN

Ахтем Сеитаблаев

Прямо “Мой путь в искусство”!

Да-да, так и было. Так что сначала меня впечатлили красоты в прямом их смысле.

У вас много родственников в округе было, да?

А у нас все родственники по линии отца в основном все жили рядом. В окружности 500 метров — одни родственники. Поэтому за детей не беспокоились. Так отпускаешь — кто-то обязательно перехватит. Тети или дяди.

Огороды у нас в семье были огромные. Дед в свое время осушил большое болото, чтобы у нас этот огород появился. Когда мы уже подросли, в саду яблок было столько, что они не кончались до следующего урожая. Это, в основном, семеренка была. Потому что этот сорт хранится хорошо.

А у брата моего деда были самые вкусные персики. И мы все постоянно их тырили. Он не понимал “Ну зачем вы их таскаете?! Дайте им созреть!” Говорил он это несколько иначе, конечно. Потому что по-русски знал всего несколько слов и применял их точечно. Но доходчиво.

А еще у него был потрясающий виноград. И хранился он очень долго. Было очень прикольно среди зимы свежий виноград. У него так висели гроздья на гвоздочках. В помещении, где всегда была одинаковая температура. И сама веточка сухая, а чтобы виноградины сохраняли сочность, надо было взять одну ягоду и так сверху наколоть на основание грозди. Тогда вся гроздь питается собственным соком. Так и хранят виноград.

Ахтем Сеитаблаев

Фото: фотосет для коллекции A TAN MAN

Ахтем Сеитаблаев

И чем же закончилась большая школьная эпопея?

Было очень смешно, как я сдавал выпускной экзамен. Напоследок оставалась химия. А я ее ну вообще никак. Химия, физика, геометрия — я дундук-дундуком был. Всей моей родне было страшно стыдно за меня. Абсолютно все мои родственники очень хорошо знали точные науки. Все дядья с высшим образованием, никто нигде ни разу взятки не дал.

А ты ж вроде как любимчик в школе. Но при этом некоторые учителя на тебя злы. Потому что когда запущена ситуация, то уже и на сами уроки же смысла нет ходить. Конечно, учителя обижались. Особенно по химии учительница, Татьяна Васильевна. Хоть она и понимала, что мало кому из учеников нужен ее предмет, но хотя бы уже сидели на уроке. И вот на экзамене она мне не дала возможности списать. Я остался в классе последним, все разошлись, а я сижу. Измором решил брать — ну что, они оставят меня на второй год? Ну кому я тут нужен? И она сидит.

И тут в класс началось паломничество: буквально все, начиная с директора школы, классного руководителя, учителей-предметников приходили уговаривать химичку. Классная рассказывала, какой я молодец, и мне “просто не дается химия”. Еще кто-то рассказывал, как якобы приходил ко мне домой и сам ЛИЧНО видел, как я сидел и учил химию, старался изо всех сил! И сами же ржут! И я сижу — артист погорелого театра, звезда локального школьного разлива.

И пришла учительница биологии. А она была — просто глыба. У нее знали биологию все. Потому что во-первых, фиг ты у нее проскочишь, а во-вторых, она очень здорово объясняла. И вот она тоже со своими доводами: “Ну не может же быть, чтобы человек, знающий биологию на 5, не знал химию ну хоть на 2 с плюсом!”. Меня выводят к доске, все эти прекрасные женщины сидят за столом, давятся смехом. Галина Ивановна, биологичка, (а ей далеко за 60 уже было тогда, она такого малюсенького роста, кореянка) подходит ко мне, дяде такому уже, поближе и громко так “Ахтем, ну неужели же вы не знаете… “ и тихо так: “Пиши, балбес..” и надиктовывает. Я обалдел. Ну и когда они все вдоволь поиздевались надо мной, стали спрашивать то, ответы на что у меня отлетали от зубов: “Какая там у нас развлекательная программа на выпускной?”.

А через 11 дней я улетел в Крым.

Вы часто рассказывали, что не хотели поступать на актерский.

Ну 16 лет — взрослый мужчина же. Наигрался в это детство! Какой артист? И в окружении все крепко на ногах стоят — никто не представляет, как этим можно зарабатывать. Вот музыкант — понятно, это другое дело. У крымских татар культ свадьбы. Потому что долгое время это был единственный легальный способ собраться всем вместе. Всегда собирались человек по 300 минимум. И танцуют на этих свадьбах очень много. И каждый танец — это заказ музыкантам, это живые деньги. Так что музыканты у нас всегда хорошо зарабатывали. А артист.. ну как он заработает?

Ахтем Сеитаблаев

Фото: фотосет для коллекции A TAN MAN

Ахтем Сеитаблаев

И тогда мама подала ваши документы на актерский.

Да, в культпросветучилище, в специальную группу, которую набирали для возрождающегося крымскотатарского театра. Сначала подала, а потом у меня спросила. Ну я и пошел. И так это было оскорбительно — эти вступительные. Ну ладно стих, ну ладно песня. Но вот когда заставили летать скворцом… Я же все это отжил, ну куда, такому взрослому мужчине, вот это все? Это уже было в моей жизни (смеется). И я так “через не могу” изобразил что-то. И поступил. Это “через не могу” целый год длилось. И хоть сначала было жутко вдохновляюще, потому что нас было всего четверо парней на 16 девочек. Но потом стало утомительно — сложно они как-то жили, девочки наши. Все за что-то ссорились, и нас в это втягивали. Это жутко раздражало.

На первом курсе я несколько раз порывался уходить. Достаточно серьезные у нас с Антониной Ивановной Жуковой, моим мастером курса, были разговоры. Она дважды меня останавливала. И однажды прямо на грани уже ухода, она убедила меня, что мне просто нельзя уйти и подставить весь курс — всего ведь на курс 4 пацана, и конечно мы задействованы почти во всех отрывках. Из 12-ти я участвовал в 9-ти. И вот когда у нас был показ, в зале начали смеяться, реагировать, я почувствовал, что у меня получается. Она все очень правильно рассчитала. Знала, чем меня взять. Я вспомнил те свои школьные ощущения, и все. Отравился.

Ахтем Сеитаблаев и Ольга Гришина

Фото: на съемочной площадке сериала «Центральная больница»

Ахтем Сеитаблаев и Ольга Гришина

У вас вообще красной нитью — история любимчика. Школьного, в училище, потом в профессии, в отрасли теперь.

Мне в этом плане очень сильно везет. Я не могу сказать, что я тотально счастливчик, но тем не менее, на людей мне везет. Но я за это и плачу. Здоровьем прежде всего. После той же “Хайтармы” — полгода больницы.

Ну в целом ведь с каждой удачей растет и количество недоброжелателей.

Это да. Вплоть до рекомендаций совсем не снимать. Меня все мои учителя всегда учили, что когда ты анализируешь чью-то работу, прежде всего бери во внимание обстоятельства и пробуй поставить себя на место того человека, которого разбираешь. Способ съемки “Киборгов”, в частности. Задайся сначала вопросом — почему картинка выглядит так, а не иначе? Может быть это потому, что этим способом съемки авторы хотели еще раз напомнить те ощущения от просмотра видео, записанного на телефоны в настоящем ДАПе? И именно поэтому наша камера так “живет”, как будто подсматривающий персонаж. И именно потому мы старались так много эпизодов снять одним кадром. Почему кто-то решил называть это телевизионной картинкой? А я считаю, что Король — выдающийся оператор, который идет от содержания сцены.

Чем больше наращиваешь обороты, тем жестче формулировки хейтеров.

Я, конечно, все читаю, что пишут обо мне. Но уже вроде бы научился не особо реагировать. Но когда кто-то цепляет людей из моей группы, я зверею. Поэтому я стараюсь спрятаться от всех, чтобы никто не попал под горячую руку.

Вы отходите легко после критики?

Я всегда очень жалею, что резко реагирую. Я же по натуре вообще конформист. Я не люблю конфликтов, я очень редко кричу, я и людей по такому принципу подбираю в свою группу. И очень тяжело потом расстаюсь с ними. Прикипаю. Я когда-то 5 или 6 фильмов снял с одной и той же командой.

Ахтем Сеитаблаев

Фото: фотосет для коллекции A TAN MAN

Ахтем Сеитаблаев

Ну и напоследок. В одном из интервью на блиц-вопрос “феминизм или патриархат” вы выбрали патриархат. Я прямо чувствую, что обязана уточнить, что вы вкладываете в понятие феминизм? А то ведь прилипнет “антифеминист”, а это совсем не мейнстрим.

Да, если честно, вообще не вкладывал ничего в это понятие. Может я просто не пытался разбираться в сути. Просто такой выбор дали, два неожиданных противопоставления. Я вообще, может быть, за матриархат. Что бы это ни значило (смеется).