Как Украина провела военные корабли под Керченским мостом. И почему это важно

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VK

На выходных Украина значительно усилила военно-морскую группировку в Азовском море, что вызвало ответные действия со стороны России и едва не привело к столкновению. О том, для чего в Азовское море перебрасываются ВМС и почему это важно, в материале QHA.

Что произошло

В воскресенье 23 сентября два украинских корабля вошли через Керченский пролив в Азовское море. Это поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец».

При этом Военно-Морские Силы Украины не просили разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международным соглашениям.

Решение об усилении группировки украинских ВМС в Азовском море было принято на заседании СНБО 6 сентября.

Украинские суда следовали в Бердянск, где они должны войти в состав соединения новой военно-морской базы ВМСУ, созданной в ответ на агрессивные действия России в Азовском море. В Бердянске будет создана корабельно-катерная группировка ВМС ВСУ, разработана соответствующая инфраструктура, а подразделения береговой обороны обеспечат новейшим высокоточным ракетным оружием.

11 сентября заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк сообщил, что задачей группировки будет недопущение незаконных остановок судов Россией, следующих в Мариупольский и Бердянский морские торговые порты.

От Керченского пролива охрану “Донбасса” и “Корца” обеспечивали малые бронированные катера «Лубны» и «Кременчуг», ранее переброшенные на Азовское море.

 

Реакция России

Во время перехода по Черному морю и через Керченский пролив корабли украинских ВМС сопровождали разведывательный корабль Черноморского флота РФ «Приазовье» и российские пограничные сторожевые корабли «Аметист» и «Дон». В Керченском проливе для сопровождения украинских суден Россия и вовсе задействовала более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ.

Кроме того, российские военные самолеты неоднократно совершали облет украинских кораблей, в том числе на предельно низких высотах.

В ходе сопровождения российские силы допустили несколько опасных инцидентов. Так, 20 сентября около 17.00 российский разведывательный корабль «Приазовье» приблизился к украинским судам на дистанцию 2-х кабельтовых, чем грубо нарушил требования международных правил судоходства.

21 сентября российский истребитель Су-27 создал предпосылки к аварийной ситуации в воздухе, сблизившись с военно-транспортным самолетом Ан-26 ВМС Украины, который выполнял плановое задание над акваторией Черного моря.

Российские власти заявили: сопровождение украинских кораблей осуществляется в согласно нормам международного морского права и в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Почему это важно

Во время постройки Керченского моста в мае 2017 года Россия в одностороннем порядке объявила об ограничении параметров для прохождения судов, следующих из Черного в Азовское море и наоборот.

После запуска Керченского моста в мае этого года РФ начала массовые проверки судов, следующих через Керченский пролив.

Это привело к существенному уменьшению количества судозаходов и грузооборота в морских портах Мариуполя и Бердянска, что негативно сказывается на экономических показателях этих предприятий. По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, убытки от таких действий составляют 600 млн грн в год.

Россия мотивирует свои действия необходимостью обеспечения безопасности и ссылается на договор о статусе Азовского моря с Украиной. В соответствии с соглашением, Азовское море “исторически является внутренним морем России и Украины”, что дает двум странам право свободно осуществлять навигацию по всей его акватории.

Теперь соглашением намерена воспользоваться Украина, уже для защиты своих интересов.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VK