Как Украина провела военные корабли под Керченским мостом. И почему это важно
Getting your Trinity Audio player ready... |
На выходных Украина значительно усилила военно-морскую группировку в Азовском море, что вызвало ответные действия со стороны России и едва не привело к столкновению. О том, для чего в Азовское море перебрасываются ВМС и почему это важно, в материале QHA.
Что произошло
В воскресенье 23 сентября два украинских корабля вошли через Керченский пролив в Азовское море. Это поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец».
При этом Военно-Морские Силы Украины не просили разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международным соглашениям.
Решение об усилении группировки украинских ВМС в Азовском море было принято на заседании СНБО 6 сентября.
Украинские суда следовали в Бердянск, где они должны войти в состав соединения новой военно-морской базы ВМСУ, созданной в ответ на агрессивные действия России в Азовском море. В Бердянске будет создана корабельно-катерная группировка ВМС ВСУ, разработана соответствующая инфраструктура, а подразделения береговой обороны обеспечат новейшим высокоточным ракетным оружием.
11 сентября заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк сообщил, что задачей группировки будет недопущение незаконных остановок судов Россией, следующих в Мариупольский и Бердянский морские торговые порты.
От Керченского пролива охрану “Донбасса” и “Корца” обеспечивали малые бронированные катера «Лубны» и «Кременчуг», ранее переброшенные на Азовское море.
Реакция России
Во время перехода по Черному морю и через Керченский пролив корабли украинских ВМС сопровождали разведывательный корабль Черноморского флота РФ «Приазовье» и российские пограничные сторожевые корабли «Аметист» и «Дон». В Керченском проливе для сопровождения украинских суден Россия и вовсе задействовала более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ.
Кроме того, российские военные самолеты неоднократно совершали облет украинских кораблей, в том числе на предельно низких высотах.
В ходе сопровождения российские силы допустили несколько опасных инцидентов. Так, 20 сентября около 17.00 российский разведывательный корабль «Приазовье» приблизился к украинским судам на дистанцию 2-х кабельтовых, чем грубо нарушил требования международных правил судоходства.
21 сентября российский истребитель Су-27 создал предпосылки к аварийной ситуации в воздухе, сблизившись с военно-транспортным самолетом Ан-26 ВМС Украины, который выполнял плановое задание над акваторией Черного моря.
Российские власти заявили: сопровождение украинских кораблей осуществляется в согласно нормам международного морского права и в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Почему это важно
Во время постройки Керченского моста в мае 2017 года Россия в одностороннем порядке объявила об ограничении параметров для прохождения судов, следующих из Черного в Азовское море и наоборот.
После запуска Керченского моста в мае этого года РФ начала массовые проверки судов, следующих через Керченский пролив.
Это привело к существенному уменьшению количества судозаходов и грузооборота в морских портах Мариуполя и Бердянска, что негативно сказывается на экономических показателях этих предприятий. По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, убытки от таких действий составляют 600 млн грн в год.
Россия мотивирует свои действия необходимостью обеспечения безопасности и ссылается на договор о статусе Азовского моря с Украиной. В соответствии с соглашением, Азовское море “исторически является внутренним морем России и Украины”, что дает двум странам право свободно осуществлять навигацию по всей его акватории.
Теперь соглашением намерена воспользоваться Украина, уже для защиты своих интересов.