Портреты крымской «власти». Система Константинова
Getting your Trinity Audio player ready... |
Константин Ветров описал для LB.ua окружение Владимира Константинова, который возглавляет так называемый Госсовет Крыма (аналог украинской Верховной Рады Крыма). «Диктофон» публикует эту статью у себя также. Ранее мы уже писали об окружении Аксенова (даже дважды).
Верой и правдой – властям Украины
Руководитель «законодательной и представительской ветви власти» Крыма Владимир Константинов в прямом смысле антипод «главы исполнительной ветви» Сергея Аксенова. Между ними больше различий, нежели сходства, разными путями пришли они во власть, разными есть их политический стиль, они принадлежат к разным поколениям. В принципе, роднит их разве что общее место рождения – Молдавская ССР да факт участия в организации аннексии полуострова Россией.
Актуальный уровень и характер взаимоотношений в крымской «власти» сейчас можно охарактеризовать как «напряженный нейтралитет». Партнеры с одной стороны устали друг от друга, с другой «связаны одной целью» — обязательствами перед Кремлем и высшим руководством России.
Итак, Владимир Андреевич Константинов прошел за свои 62 года в общем-то типичный путь профессионального строителя и бизнесмена. Собственно, биография его рисует очень заурядную картину: после окончания Севастопольского приборостроительного института по строительной специальности с конца 70-х годов он прошел все возможные карьерные ступени от помощника машиниста, мастера, прораба и главного инженера до начальника крымского ремонтно-строительного управления треста «Укрремстройматериалы». С 1991 года – он стоит во главе арендного предприятия, позже – ООО «Консоль, Лтд», с начала «нулевых» преобразованной в корпорацию «Укрросбуд». Собственно, масштабная строительная деятельность Константинова и его ближайших бизнес-соратников (о них – ниже) и создала основу состояния нынешнего «главы Госсовета Крыма», оцениваемого украинскими СМИ до 2014 года в сумму от 150 до 300 млн в американской свободно конвертируемой валюте.
В прямом смысле слова последние 25 лет «Консоль» строил и строит в Крыму все: от бюджетного жилья для очередников, «долевого» строительства до элитных жилищных комплексов, отелей, спа, торгово-развлекательных и спортивных центров.
При этом Константинову, несмотря на накопление первоначального капитала в 90-е, удалось не «влипнуть» в образ «барыги» и «бандита». Каких-либо подтвержденных данных или хотя бы стройных версий о прямом его или ближайших партнеров участии в криминальных разборках 90-х на полуострове не зафиксировано. Слухи о неких контактах с группировкой «башмаков» остаются слухами, другое дело, что без «крыши» расширять бизнес было сложно во все постсоветские времена.
Анатолий Франчук
И вот тут Константинов избрал категорически отличный от Аксенова путь. Он обеспечил себе «крышу» связями в коридорах украинской власти, к которой был до 2014 года во всех ее проявлениях исключительно лоялен. Судите сами: первый раз мандат депутата Верховной рады Крымской автономии Константинов получил в 1998-м году – на рубеж веков пришелся и расцвет деятельности «Консоли». Среди «прорабов» политической «крыши» для «Консоли» называют бывшего главу Совмина Крыма второй половины 90-х Анатолия Франчука, который ангажировал Константинова семье Леонида Кучмы. В 1998 году не без протекции того же Франчука пост главы Совмина Крыма от Кучмы получил мэр Красноперекопска Сергей Куницын. С этого времени и сформировался крепкий и долгий союз этих двух на тот момент «молодых хозяйственников».
Масштаб строительного бизнеса «Консоли» к 2002-му году вышел за пределы Крыма – и стал проникать в Одессу, Днепр, Киев. Многие ожидали, что на парламентских выборах в том году Константинов будет одним из наиболее вероятных «мажоритарщиков» и будет избран нардепом без каких-либо проблем. Однако, он предпочел 11 место в списке «Команды озимого поколения» Валерия Хорошковского, который тогда уже был нардепом и избран был в 1998 году именно в округе на севере Крыма с центром в Красноперекопске (где не обошлось без помощи мэра Куницына и Дмитрия Фирташа, который тогда и начинал свою экспансию в химическую отрасль региона – «Титан» и «Содовый завод» вскоре перешли под его контроль). «Озимые» выборы проиграли, однако уверенность в успехе проекта у его участников была настолько сильной, что Константинов не подстраховал себя округом в Верховную раду АРК и был вынужден баллотироваться на довыборах на одном из «проблемных округов» в Симферополе, где результаты выборов были отменены по решению суда. Тогда кандидат предстал членом «команды Куницына», но снова проиграл – киевскому бизнесмену Василию Хмельницкому, которому эти выборы в Крыму были нужны, по одной из версий, для обкатки технологии скупки голосов. Хмельницкий в итоге от мандата отказался, а новые выборы на округе проводить не стали, тем же судом вернув депутатство изначально победившему там коммунисту.
На излете правления Кучмы Константинов получил подряд на строительство Украинской гимназии в Симферополе. Гимназия эта быстро стала популярным местом учебы для детей крымских чиновников и бизнесменов.
К 2004 году Константинов имел звание «Заслуженного строителя Украины» и Орден «За заслуги» сразу III и II степеней. Истинное отношение его к «оранжевой революции» выяснить сложно, скорее оно было равнодушным, ведь она никак не влияла на его бизнес. Доказательством этого служит получение в 2006-м году уже первой степени Ордена «За заслуги» (следующая ступень – Герой Украины) и Госпремии Украины в области архитектуры уже из рук Виктора Ющенко.
Сергей Куницын
В 2006-м же г-н Константинов присоединился к крымскому проекту Партии регионов – блоку «За Януковича!», получив 16 номер в списке в Верховную раду АРК. Помимо самого главы «Консоли»-«Укрросбуда» в крымскую власть вошло еще несколько выходцев из этой группы компаний – Виктор Агеев, Владимир Ясинский, Галина Коноваленко, которые возглавляли разные ее подразделения. В это же время произошел скандал с обманутыми дольщиками, которые якобы не получили обещанных квартир от «Консоли», и в течение почти двух лет (!) пикетировали сессии Верховной рады АРК, но безрезультатно.
Как политик Константинов оставался в тени до президентских выборов 2010 года, когда именно ему выпала участь (или честь?) быть в Крыму главным спонсором кампании победившего в итоге Виктора Януковича. Происходило это на фоне затяжного конфликта внутри крымской организации «регионалов», который угрожал национальному рейтингу лидера политсилы. Константинов, как говорят в кулуарах, вошел в бизнес-отношения с Александром Януковичем, что, с одной стороны, – открыло ему путь на «политический Олимп», с другой – создало немалые проблемы.
Вечно второй
В марте 2010-го Виктор Янукович в ходе своего первого визита в Крым в статусе президента отправил главу Верховной рады Крымско автономии Анатолия Гриценко работать губернатором в Херсонскую область (а через несколько месяцев – в отставку и под следствие за махинации с землей). На место спикера регионального парламента была внесена и проголосована кандидатура Константинова. Не последнюю роль в этом сыграл тогда «смотрящий за Крымом» от Януковича Василий Джарты, присланный в 2009 году, «разруливать» конфликт внутри крымских «регионалов».
Сам Джарты стал главой Совмина Крыма и открыл «макеевско-донецкий» (сокращенно – «македонский») период в его истории. Вот тут и случилась, возможно, главное политическое фиаско Владимира Константинова.
Председатель Совета министров Крыма Василий Джарты и президент Виктор Янукович
По Конституции автономная республика Крым была как бы парламентской республикой – именно Верховная рада Крыма согласовывала назначение главы Совмина полуострова и всего его состава, соответственно, именно спикер и был первым лицом в автономии. И при Леониде Граче, Борисе Дейче и Анатолии Гриценко было именно так. Иначе было при Василии Джарты, который был на связи с Януковичем. Очень быстро Константинов превратился в формального «штамповщика» решений, сформулированных в Совмине Крыма.
На местных выборах 2010 года Константинов шел в списке Партии регионов в Крыму вторым, после выборов – сохранил за собой пост спикера, однако имея 80 «штыков» однопартийцев из ста, роль спикера все более нивелировалась – все равно все будет проголосовано.
Даже смерть Джарты летом 2011 года ничего кардинально не изменила: якобы была слабая попытка из Симферополя предложить Константинова на должность главы Совмина, однако она была Януковичем отвергнута. В итоге пришлось согласиться с ролью «второго» и при Анатолии Могилеве, который, впрочем, несколько сбалансировал сферы влияния и стал больше учитывать мнение собственно «крымских регионалов».
А вот с бизнесом именно в годы правления Януковича у Константинова все шло, мягко говоря, «не очень». Партнерство с Александром Януковичем предполагало исключительно убыточные для «Консоли»-«Укрросбуда» условия, которые вынуждали брать многомиллионные кредиты, а вот ждать возвращения средств за уже построенные объекты от представителей «семьи» было напрасными иллюзиями. В итоге, согласно информации экс-нардепа Украины, главы крымской организации «Батькивщины» Андрея Сенченко, сумма кредитов в разных украинских и российских банках приблизилась к отметке в миллиард гривен. И, в общем-то бизнес Константинова стоял на грани банкротства, получаемые же подряды из госбюджета покрыть негативный баланс не могли. Согласно кулуарной информации такая перспектива подтолкнула его взять несколько подрядов для Олимпиады-2014 в Сочи. Как показали последующие события, этот факт вполне мог сыграть свою роль в политической судьбе не только самого Владимира Андреевича, но и всего Крыма.
Позиция «второго» в крымской иерархии немало Константинова обижала. Однако, он решил развивать образ «идейного регионала» и с 2012 года осторожно, но недвусмысленно выступать против евроинтеграции Януковича. В основном это касалось антиНАТОвской риторики и темы русского языка. Раскручиванию же этой повестки способствовал кружок крымских пророссийских интеллектуалов, которые еще в 90-е годы входили в окружение Николая Багрова и в разной степени имели отношение к блоку «Россия» и прочим пророссийским движениям региона. Это политологи Андрей Никифоров, Сергей Киселев, Андрей Мальгин, депутат Галина Гржибовская, журналист Наталья Гаврилева — они и стали тем пулом, который развивал русофильский образ Константинова. Ему же приписывают многолетнюю финансовую поддержку главного пророссийского печатного издания региона – газеты «Крымская правда». Стоит ли говорить, что отказ Януковича от подписания ассоциации с ЕС в ноябре 2013-го Константинов на специально организованном митинге напрямую назвал «победой крымчан».
А вот версия относительно «завязанности» Константинова на олимпийскую стройку в Сочи объясняет его исключительную податливость российской пропаганде в месяцы Евромайдана: он несколько раз был с визитами в Москве, выступал в студиях у Соловьева и Киселева, возвращаясь в Крым – инициировал принятие от имени Верховной рады Крыма все более грозных заявлений о необходимости «наведения конституционного порядка в Киеве», т. е. попросту разгона Майдана. Зависимость платежеспособности бизнеса Константинова от Олимпийских объектов в РФ делала его несамостоятельной фигурой. Без решений Верховной рады Крыма никакая аннексия Крыма была бы невозможной. Те, кто сегодня пытается представить главу Совмина АРК Анатолия Могилева «пособником аннексии», очевидно, ошибаются – реальным «слабым звеном» крымской власти оказался именно Константинов.
Тише едешь как тактика и стратегия
В дни аннексии Крыма Константинов был главным ньюсмейкером, потому как именно Верховная рада Крыма и принимала все «исторические решения». Однако, после «референдума» 16 марта и принятия «конституции республики Крым» 11 апреля 2014 года Константинов снова оказался «вторым» — полномочия были переписаны так, что вся власть оказалась в руках Аксенова, депутатам в виде компенсации дали право быть авторами законов. Но это сугубо символическое утешение.
Сергей Аксенов и Владимир Константинов
Впрочем, Владимир Андреевич подошел к реалиям прагматично – и «завел» на перерегистрированную в российском правовом поле организацию «Консоль-Строй» все подряды социальной сферы, финансирующиеся из бюджета РФ, а с 2015 года – и из крымского. Чем наверняка поправил незавидное финансовое положение своей корпорации. Реконструкции и ремонты школ, больниц, сельских клубов — все это политическая акция для российской власти, задержек с получением денег из госбюджета не происходит.
В политическом смысле Константинов возглавил «крымское отделение партии «Единая Россия»», и пытается играть роль контролера «по партийной линии». Однако, общая тенденция крена в пользу исполнительной власти не дает реализации всем амбициям Константинова – полномочия Аксенова сами по себе делают его «номером первым» как в номенклатурном, так и медийном смысле. С другой стороны, множество скандалов, связанных с кадровой политикой Аксенова, научили Константинова простой истине: тише едешь – дальше будешь. Что он и реализует сейчас, делая политические заявления общего характера, но дистанцируясь от Аксенова в непопулярных темах (как, например, ситуация с техногенной катастрофой в Армянске). Впрочем, когда нужно исполнить волю «сверху» — Константинов идет на это, не считаясь ни с чем: именно с его подачи «госсовет» одобрил повышение пенсионного возраста в РФ, что назвать популярной мерой нельзя никак. С другой стороны, «незаметность» Константинова сейчас играет ему на руку: «пересидеть» Аксенова без громких заявлений и участия в скандалах вполне реально, а там – как знать, может и о нем в Кремле, наконец, вспомнят.
«Украинское наследство» и только «свои»
В 2014 году «квоты» в «совете министров республики Крым» были поделены поровну между ключевыми игроками, Москва не стала навязывать «смотрящих» во все сферы.
К квоте Владимира Константинова тогда относились вице-премьеры Сергей Донич (впоследствии – «ректор Крымского федерального университета», сейчас – директор санатория «Гурзуфский», который находится де-факто в ведении Управделами президента РФ) и Николай Янаки (крупный крымский бизнесмен).
Отставки обоих сопровождались скандалами: в случае с Доничем еще летом 2014-го речь шла о расхищении гуманитарной помощи из России для медучреждений Крыма, в случае Янаки – о его неуемных аппетитах относительно прибыльных объектов чужой частной собственности (наиболее яркая история – это попытка «отжать» зоопарк «Сказка» под Ялтой и парк львов «Тайган» под Белогорском, принадлежащие бизнесмену Олегу Зубкову). Сейчас и Донич, и Янаки в тени, их уход ослабил квоту Константинова в крымской «власти». Но их опыт (тот же Донич в украинский период 11 лет бессменно руководил Минздравом автономии) и финансовые возможности позволяют использовать тактику «тише едешь» на будущее.
Сергей Донич
Что же до актуальной на сегодня «системы Константинова» в крымской власти сейчас, то выглядит она так:
1) Члены «президиума госсовета Крыма» и главы «комитетов»:
- первый заместитель Наталья Маленко (с 2006 года возглавляла Киевский район Симферополя, где построено немало объектов «Консоля»-«Укрросбуда», сейчас «замкнула» на себе всю партийную работу «Единой России» в регионе),
- глава «комитета» по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ефим Фикс (бывший многолетний глава крымской организации СДПУ (о), полковник-замполит с недюжиными, несмотря на возраст 70+, организаторскими способностями и красноречием сейчас также занял пост вице-спикера «госсовета»),
- глава «комитета» по строительству и ЖКХ — Леонид Бабашов (которого называют неформальным «кошельком» Константинова и его «теневым» бизнес-партнером),
- глава «комитета» по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Валерий Коваленко (в годы спикерства Константинова руководил принадлежавшим Верховной раде АРК и «госсовету» санаторием «Россия»),
- глава «комитета» по культуре и вопросам охраны объектов культурного наследия Нина Пермякова (руководила детским центром «Золотой ключик» в Евпатории, спонсором которого много лет была «Консоль»-«Укрросбуд»).
Все перечисленные – самостоятельными политическими фигурами не являются и попали в состав президиума исключительно благодаря близости к Константинову. Но в их руках – распоряжение бюджетом Крыма, во всяком случае – возможность влиять на перераспределение средств и оформлять это соответствующими решениями.
2) Среди рядовых «депутатов», чиновников и общесвенников можно выделить:
- Владимира Ясинского и Оксану Сергиенко, которые ранее работали в «Консоли»-«Укрросбуде».
- Ольгу Сульникову, которая на должности начальника «информационно-аналитического управления госсовета» является личным пиарщиком Константинова.
- Примыкает к этой группе и «глава общественной палаты Крыма» Григорий Иоффе, который до 2014 года был замом Константинова по Верховной Раде АРК, а теперь выполняет функцию «широкого общественного обсуждения» и одобрения действий оккупационных властей за немалую зарплату.
3) В «совете министров республики Крым»:
- «Вице-премьер» Виталий Нахлупин, который с 2014 по 2016 год ведал бюджетной политикой в «госсовете», а теперь отвечает за освоение средств «федеральной целевой программы» для Крыма от правительства РФ, действие которой закончится в 2020 году. Нахлупин выполняет еще одну важную функцию – он связующее звено нынешней крымской «власти» с «донецкими», собственно, он и есть выходец из команды Василия Джарты, приехавший в Крым в 2010 году. Статус позволяет ему выступать «смотрящим» за объектами собственности «донецких», оставшихся на территории полуострова, выступать посредником в случае их продажи или решения конфликтных ситуаций. Буквально 17 октября Нахлупин был задержан в Москве якобы именно за плохое освоение средств федеральной программы по ремонту дорог. Можно сказать, что у «донецкой» собственности в Крыму есть свой «омбудсмен».
- Еще одна «вице-премьер» — Алла Пашкунова с осени 2014 года руководит социальным блоком этого «правительства», а до этого – прошла все ступени чиновничьей лестницы в Верховной раде АРК, при спикере Константинове была управляющей делами регионального парламента, что говорит о высокой степени доверия и исполнительности.
- Из рядовых «министров» наиболее аффилирована с Константиновым «министр спорта» Елизавета Кожичева, которая никакого отношения к спорту никогда не имела, а работала экономистом в «Консоли»-«Укрросбуде», а потом – секретарем в приемной Константинова, откуда в конце 2016 года со скандалом (работа секретаршей создала молодой чиновнице соответствующий «пикантный» имидж) и была произведена в «министры». Считается, что через данное «министерство» и созданное предприятие «Крымспорт» происходит освоение немалых бюджетных средств, а за ними нужен глаз «своего человека».
- Также к квоте Константинова относится «министр строительства и архитектуры» Сергей Кононов, но тут все ясно – это ключевая сфера бизнеса самого Константинова.
- «Министр сельского хозяйства» Андрей Рюмшин
- «Министр труда и соцполитики» Елена Романовская.
- В меньшей степени – «министры» культуры Арина (Вера) Новосельская и
- образования, науки и молодежи Наталья Гончарова.
4) В органах местной власти:
- В Ялте эту роль с 2014 года исполняют «председатели горсовета» Валерий Косарев и Роман Деркач.
- В Алуште – Галина Огнёва, которая работала ранее в структурах «Консоли»-«Укрросбуда».
- В Феодосии – Владимир Титаренко.
- Наиболее весомым является роль председателя госсовета Симферополя, которую еще с 2010 года занимает ближайший соратник Константинова по «Консоли»-«Укрросбуду» Виктор Агеев.
Виктор Агеев
Учитывая первенство Аксенова как по полномочиям, так и по медийной раскрученности, прямых контактах с Кремлем, Константинову остается только надеяться на окончание полномочий «главы республики» после истечения первого срока – т. е. в сентябре 2019 года.