Портреты крымской «власти». «Мэры» городов: двоевластие как символ бессилия
Getting your Trinity Audio player ready... |
Если сравнивать системы власти Украины и России, то больше всего отличий можно найти именно на уровне местного самоуправления. У нас, по сути, сохранилась «влада Рад», система от сельского совета до Верховного, которая пронизывает всю вертикаль от столицы до самых окраин. В России же в середине «нулевых» годов была проведена реформа органов власти на местах. Причем вернулись кое-где даже к таким диковинным вариантам, как волости и уезды (но это редкость). В целом же – система стала якобы более представительной для жителей, но при этом, учитывая «зачистку» политического поля, тем более в провинции, исключительно контролируемой. После оккупации Крыма в 2014-м эта система стала проникать и на полуостров. И уже дала свои интересные результаты. Статья впервые вышла на LB.ua, автор Константин Ветров.
Время «динозавров» прошло
Период с 1991 по 2014 год подарил Крыму несколько достаточно ярких политиков. Среди руководителей городского уровня легендами стали мэры Евпатории, Керчи, Симферополя и Ялты Андрей Даниленко (годы руководства 1990-2014), Олег Осадчий (1998-2014), Валерий Ермак (1990-2006) и Сергей Брайко (2002-2010). Они умели быть эффективными хозяйственниками и при этом практиковали своеобразный политический стиль. Что, конечно, не мешало менять им партии как перчатки (говорят, Осадчий одновременно имел в кармане партбилеты и «Партии регионов», и «Нашей Украины»). Конечно, были и приступы нарциссизма, и местечковые «культы личности».
2014 год «у руля» встретили только Даниленко и Осадчий, причем оба особого рвения к организации «референдума 16 марта» или потворствованию сепаратистам не проявили (известны даже кадры, на которых Олег Осадчий лично бережно забирает украинский флаг при попытке его насильственного снятия с флагштока перед Керченским горсоветом в марте 2014-го). Но у оккупантов не было равнозначных замен действующим градоначальникам, поэтому все остались на своих местах. Да и бросить города и уйти было, конечно, не в стиле что Даниленко, что Осадчего.
Андрей Даниленко
Уже во второй половине июня 2014-го после общения с «главой Крыма» Сергеем Аксеновым оба написали заявления «по собственному желанию». И если Андрей Даниленко очень тонко почувствовал, что момент ухода настал и сумел пролоббировать Аксенову «своих» преемников (о них – ниже), то Олег Осадчий попытался сохранить себя в политике и выдвинулся на «выборах в Госсовет». Однако его не зарегистрировали кандидатом, а в 2015-м году и вовсе – задержали по уголовному делу о превышении служебных полномочий еще до 2014 года. Суд закончился штрафом почти в 200 тысяч рублей, однако по его ходу в интернете появились объявления о продаже одной из квартир Осадчего в Керчи. Как бы там ни было, сейчас Даниленко спокойно наблюдает за своим городом на пенсии, а Осадчий продолжает госслужбу помощником «депутата Госдумы РФ от Крыма» Константина Бахарева.
Олег Осадчий
Интересно сложилась судьба бывшего мэра Ялты Сергея Брайко. В 2014-м он был народным депутатом Украины, избранным от южнобережного округа. Уже в апреле, получив российский паспорт, он вступил в должность первого зама ялтинского городского головы и подал соответствующее заявление о сложении депутатских полномочий, однако оно не было удовлетворено вплоть до досрочного истечения полномочий ВР 7-го созыва. А Брайко тихо проработал замом «главы Ялты» до ноября 2016 года.
Система управления городами в РФ имеет все признаки двоевластия. Формально глава города, как и в Украине, это избранный мэр или городской голова, который также является председателем городского совета. Но реальные полномочия по распоряжению и управлению городскими ресурсами замыкаются на главах администраций городов, которые не избираются всенародно, а после проведения конкурсов утверждаются городскими советами. Яркий пример такого двоевластия до недавнего времени демонстрировал Екатеринбург, где мэр-оппозиционер Евгений Ройзман противостоял городской администрации и большинству горсовета из «Единой России». В итоге законно избранный мэр ушел в отставку досрочно, а выборы мэра были в третьем городе России отменены вовсе.
Давно тут сидят…
Самым стабильным из ныне действующих глав городов в Крыму следует признать мэра Симферополя Виктора Агеева (занимал этот пост с 2010 по 2014 год в рамках юрисдикции Украины, переизбран на «выборах 14 сентября 2014 года» при оккупантах).
Виктор Агеев
Агеев является многолетним близким соратником и бизнес-партнером «спикера Госсовета Крыма» Владимира Константинова. Самое важное качество главы Агеева — его крайне спокойное отношение к своим обязанностям, которое можно даже назвать равнодушным. С начала 90-х и до 2010 года он сделал вполне себе неплохую бизнес-карьеру и два срока подряд поработал главой постоянной комиссии по промышленности, строительству и ТЭК в Верховной раде Крыма. В околополитических кулуарах он получил крайне двусмысленную кличку «моль», которая отражала скорее его настрой в отношении управленческой деятельности. Став мэром от Партии регионов в 2010-м, он продолжил свое достаточно формальное руководство столицей Крыма, потому как основные нити управления сосредотачивались в руках «донецких» руководителей совмина автономии. Решать вопросы совместного строительного бизнеса корпорации «Укрросбуд» Константинова и Агеева это не мешало.
«Референдум 16 марта» Агеев поддержал и организовал «голосование» в Симферополе, а в сентябре 2014-го продлил свои полномочия еще на пять лет. И надо сказать, провел их вполне спокойно, усвоив вслед за Константиновым одно из главных правил политики по-российски – не высовываться. Он выполняет свои публичные и представительские функции, но благодаря разделению должностей мэра и главы администрации не несет никакой ответственности за состояние дел в главном городе региона. И это – крайне удобная и постоянная позиция.
Геннадий Бахарев
А вот «администрацию городского округа Симферополь» трясет уже не первый год. После «выборов» в сентябре 2014 года ее главой был утвержден Геннадий Бахарев, до этого с 2006 года возглавлявший от Партии регионов Железнодорожный район Симферополя. Выбор этой кандидатуры объяснялся давними связями Бахарева с «главой Крыма» Сергеем Аксеновым, их совместными бизнес-интересами. Главной акцией градоначальника стала реконструкция центра Симферополя, проведенная в спешных темпах зимой 2016 года. Качество работ было таким низким, что сразу после их окончания пришлось всё переделывать. Бахарев покинул свой пост в конце августа 2017-го по состоянию здоровья (он действительно имеет инвалидность), а уже в начале мая 2018-го – был задержан по обвинению в превышении служебных полномочий, которое привело к бюджетным потерям. Следствие пока длится, Бахарев переведен под домашний арест.
Преемником Бахарева в сентябре 2017 года стал «депутат Госсовета Крыма» Игорь Лукашев, личность легендарная. В 90-х годах прошлого века он, по данным МВД Украины, принадлежал к руководству ОПГ «Сейлем» и считался «мозгом» и финансовым оператором многих «теневых» схем данной криминально-бизнесовой группы. Причем в ее иерархии он стоял куда выше Сергея Аксенова, бывшего обычным «бригадиром». В 2006 году Лукашев вошел в руководство Верховной рады АРК, где занимал должности главы бюджетной и промышленной комиссий. Сложились отношения у Лукашева и с «донецкими», и с «российскими», и с собственно Аксеновым. Другое дело, что, став главой Симферополя, Лукашев получил непосредственный доступ к бюджету города, и мог напрямую решать бизнесовые вопросы с бывшим главой ОПГ «Сейлем» Сергеем Воронковым, возродившим своё влияние на полуострове. А эта схема не учитывала меркантильных интересов Аксенова, что, согласно кулуарной версии, стало главной причиной его недовольства. В ноябре 2018-го по настоянию «главы Крыма» Лукашев ушел в отставку.
Глава российской администрации Симферополя Игорь Лукашев
Поиски нового «главы администрации» самим Аксеновым к успеху не привели. И тут на сцену вышел «глава Госсовета» Константинов, который предложил кандидатуру Натальи Маленко — своей первой заместительницы, главы Киевского района Симферополя с 2006 по 2014 год. Сейчас, до проведения конкурса, она утверждена «и. о. главы администрации», сомнений в ее окончательном утверждении нет. И это – заметный удар по позициям Аксенова, потому как фактически столица региона переходит под полный контроль людей Константинова – Агеева и Маленко. Причем, людей опытных, знающих город (Агеев – зять многолетнего мэра Симферополя Валерия Ермака) и давно аффилированных с бизнесом Константинова и лично с ним. Демонстрация даже формальной эффективности в течение ближайших месяцев может значительно приблизить Константинова к его заветной и давней мечте – стать «главой Крыма» в 2019 году.
Первый зампред Госсовета Республики Крым Наталья Маленко проводит открытый урок в симферопольской школе N28 в День Конституции России, 12 декабря 2017.
Реальной стабильностью отношений отличается работа руководителей Евпатории – «главы горсовета» Олеси Харитоненко и «главы администрации» Андрея Филонова, которые пришли в руководство городом осенью 2014 года. Обоих порекомендовал Аксенову «вечный мэр» Андрей Даниленко, который наблюдал рост что Харитоненко, что Филонова до 2014 года, рассматривая последнего как возможного «преемника». Собственно, скандалов вокруг властей Евпатории за эти четыре года не было, в горсовете представлены все влиятельные группы города. Развитие же самой Евпатории при оккупационной власти происходит благодаря использованию традиционной специализации как детской здравницы – а это, очевидно, будет востребовано всегда.
Впрочем, у Филонова начались некоторые проблемы из-за его чрезмерного стремления к публичности. Ему «тесно» в Евпатории, он один из немногих крымчан, которые попали в т. н. «кадровый резерв Путина». И это вызвало недовольство Аксенова. Как результат — в октябре «прокуратура Евпатории» начала проверку законности назначения в подчинение Филонову в администрацию отца его гражданской жены.
Андрей Филонов и Сергей Аксенов
Еще одним островком стабильности «городской власти» является курортная Алушта, где с осени 2014 года роль «первой скрипки» играет Галина Огнёва, бывшая до февраля 2017 года «главой горсовета», а потом пересевшая в кресло «главы администрации». Акценты в данном случае расставляет именно она, а в руководстве Крыма она ориентируется на Владимира Константинова. Показательно, что первым заместителем Огневой работает бывший мэр Ялты и в свое время влиятельный человек «донецкой» команды — Алексей Боярчук.
Скандалы, интриги, расследования…
А вот на востоке Крыма установление новой системы муниципального управления прошло со множеством скандалов. Так, в Керчи и Феодосии за четыре года руководят уже третьи по счету «главы администрации», также прошла смена и «глав госсоветов». Более того, первые руководители городов «призыва 2014 года» — «экс-главы администраций» Дмитрий Щепетков (Феодосия) и Сергей Писарев (Керчь) уже отбывают тюремное заключение по 8 лет каждый за получение взяток. Собственно, задержание правоохранительными органами и стало причиной их отставок в декабре 2015-го и в августе 2016-го соответственно.
Дмитрий Щепетков
Сергей Писарев
Пришедшие им на смену Станислав Крысин и Владимир Подлипенцев продержались «у руля» немногим более года в течение и ушли – первый по требованию депутатов горсовета Феодосии в конце августа 2017-го, второй – «по состоянию здоровья» в мае 2017-го же. На фоне нестабильности депутатам удалось отправить в отставку и «глав горсоветов» – Феодосии Светлану Гевчук и Керчи – Ларису Щербулу, которых относили к орбите влияния все того же «главы Госсовета» Константинова. Покровитель, впрочем, не оставил дам без внимания – г-жа Гевчук теперь трудится «аудитором счетной палаты республики Крым», а г-жа Щербула возглавила некое учреждение под названием «Дирекция по комплексному техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления» в «администрации Керчи». Действующие «главы администраций» Феодосии и Керчи Сергей Фомич и Сергей Бороздин вообще пока ничем горожанам не запомнились, скорее выполняют функции по принципу «как бы чего не вышло» в свете судьбы их «попередников».
Станислав Крысин
Наиболее скандальной среди «градоначальников Крыма» стала фигура экс-«главы Ялты» Андрея Ростенко, который руководил городом с осени 2014-го по июль 2017 года. Его называли прямой креатурой Аксенова, их связывают родственные отношения – Ростенко является супругом родной сестры «главы Крыма». Уход Ростенко летом 2017-го наблюдатели восприняли как реакцию Аксенова на прямой сигнал из Москвы – «кумовство» было столь неприкрытым, что вызвало недовольство Администрации Путина. В итоге Ростенко стал советником Аксенова, однако 22 мая 2018 года он был задержан в московском аэропорту «Шереметьево» по возвращению из Дании, суд определил его под арест на два месяца.
Родственник сразу развернул в прямом смысле масштабную кампанию за освобождение Ростенко, которому инкриминировали незаконное отчуждение земельного участка в Алупке, причем Аксенов не стеснялся напрямую обвинять следком в «заказе». Однако, как говорят, главным интересом представителей российского Следкома от Ростенко была информация о самом Аксенове. И загадкой остается – дал ли он ее? В итоге: уже в августе 2018-го Ростенко был переведен под подписку о невыезде и вернулся в Крым, а буквально 25 ноября стало известно и о закрытии дела против него. Можно ли считать это победой и доказательством влияния Аксенова? И да, и нет. Более предпочтительной выглядит версия, что это «усыпление бдительности» Аксенова и его окружения перед «большой зачисткой», либо компромисс Аксенова с «силовиками», когда обозначен круг самых близких лиц, которые являются «неприкасаемыми» и могут разве что только покинуть должность, но не понести ответственность (к таковым относят и Лукашева, и «вице-премьера» Дмитрия Полонского, и «главу комитета по имущественным и земельным отношениям» Евгению Добрыню, в свою очередь, родную сестру жены Аксенова). Однако, этот круг постоянно сужается.
Экс-мэр Ялты Андрей Ростенко в зале суда
Именно в «курортной столице Крыма» наблюдалась наиболее жесткая борьба за сферы влияния между группами Аксенова и Константинова. Так, в 2016 году Ростенко удалось организовать «снятие» излишне самостоятельного «главы горсовета» Валерия Косарева, входившего в орбиту влияния Константинова и заменить его менее весомым Романом Деркачем. А после отставки Ростенко Константинов попытался провести на пост «главы администрации» свою креатуру – многолетнюю начальницу Управления Минюста Украины, а с в 2014-го – и Минюста РФ в Крыму, свою советницу, да к тому же – главу «ялтинской организации партии «Единая Россия»» Елену Сотникову. Её даже назначили «и. о.». Однако отдавать такой лакомый кусок под полное влияние «спикера» Константинова показалось Аксенову недопустимым («глава горсовета» Деркач тоже считается «константиновским»). Посему в марте 2018-го «и. о. главы администрации» был назначен бывший сотрудник управления госохраны Украины и помощник теперь уже Аксенова Алексей Челпанов, в мае текущего года утвержденный полностью. Самостоятельности и харизмы он не имеет, зато выполняет роль проводника интересов «главы Крыма».
Олеся Харитоненко и Андрей Филонов
Заметной тенденцией становится приход к руководству людей с «украинским прошлым». Мы уже упоминали тандем Харитоненко-Филонов в Евпатории. В Керчи, например, «горсоветом» (а значит, формально, и городом) с 2016 года руководит Николай Гусаков, вся карьера которого сложилась при руководстве Олега Осадчего. Тоже самое можно сказать и о руководителях Судака – Андрее Некрасове («глава горсовета») и Сергее Новикове («глава администрации»), которые основную часть карьерного пути провели в орбите влияния «хозяина Судака» (сейчас, впрочем, несколько утратившего свой статус) экс-главы Верховной рады АРК и нардепа Украины Бориса Дейча. Последний вряд ли имеет какие-то личные амбиции в силу 80-летнего возраста, скорее, просто наблюдает за соблюдением своих интересов в регионе. А вот Осадчий в октябре текущего года выступил на керченском радио со смелой критикой «главы администрации» Керчи Бороздина, указав, что, если бы «глав» избирали, результат был бы явно не в пользу Бороздина.
Сергей Бороздин
Учитывая приближающиеся выборы, эта тенденция – возвращения влияния «бывших» – будет только нарастать. Ведь кампанией «Единой России» в Крыму будет руководить «депутат Госдумы РФ от Крыма» Константин Бахарев (а тот же Осадчий – его официальный помощник). И, соответственно, палитра местного чиновничества в Крыму может заметно измениться.