Что Путин поручил Севастополю. Мнение Андрея Покровского
Getting your Trinity Audio player ready... |
Впервые статья вышла на сайте Крым.Реалии, дочернего проекта Радио Свобода, которое финансируется Конгрессом США. Заглавное фото также с сайта Крым.Реалии.
В понедельник, 11 мая, на сайте Кремля опубликован список поручений, которые президент России Владимир Путин дал федеральным и региональным властям по итогам состоявшейся 18 марта встречи с представителями общественности Крыма и Севастополя. Превалируют среди путинских поручений задачи в области культуры, а отрасль стагнирующей севастопольской экономики практически не затронута.
В частности, российский президент поручил:
- строительство берегоукрепительных сооружений Херсонесского городища, сохранение, изучение и консервацию объектов хоры древнего города;
- провести реставрацию панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» и модернизацию ее технического оснащения;
- представить предложения по реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Здание военно-морского училища» (в бухте Голландия – авт.);
- представить предложения по освобождению территории объекта культурного наследия «Ансамбль мемориального комплекса памятников обороны города Севастополя в 1854-1855 годах «Исторический бульвар» от сторонних коммерческих организаций, не имеющих отношения к музейной деятельности;
- организовать при участии всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» и общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» осуществление работы по выявлению на территории Севастополя объектов, связанных с военной историей города, обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов, принятие их на государственную охрану как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также при необходимости рассмотреть вопрос о дальнейшей музеефикации таких объектов и приспособлении их для современного использования;
- утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Севастополя (в первую очередь объектов археологического наследия), и зон их охраны, а также обеспечить прекращение строительных работ на территории могильника «Бельбек-4» в селе Любимовка Нахимовского района Севастополя.
Кроме этого, Путин предложил рассмотреть возможность передачи Севастополю одного из танков Т-34, возвращенных в Россию Лаосской Народно-Демократической Республикой, а также обеспечить возобновление работы в Севастополе сети молочных кухонь.
Среди поручений «экономического блока» только одно – представить предложения о мерах по развитию судостроения в части, касающейся строительства судов рыбопромыслового флота, в том числе на судостроительных верфях, расположенных на территории полуострова.
Что просили, то и получили
Во время визита в Севастополь 18 марта нынешнего года Путин встретился на Константиновской батарее с крымскими общественниками. Тщательно отобранные активисты задали российскому президенту ряд приятных для ответа вопросов.
Так, например, член севастопольского штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Максим Мишин попросил дать поручение правительству России самым серьезным образом обратить внимание на потребность инвентаризации и постановки на учет многих объектов истории и культуры в Севастополе, в том числе памятников военного времени. «Достаточно много сегодня в Севастополе фортификационных объектов, которые так или иначе связаны с героической обороной города Севастополя, его защитой и многими вещами. Очень хочется эти объекты проинвентаризировать и сохранить, а во вторых, предоставить будущим нашим поколениям возможность прикоснуться к истории», – обратился активист к российскому президенту.
Максим Мишин известен в Севастополе как председатель общественной организации «Дорожный контроль», занимающейся мониторингом состояния городских дорог и наведением порядка в дорожном движении. Проблемы исторических объектов Мишин раньше никогда не озвучивал, однако вопрос Путину задал именно по этой теме. Подразумевая, видимо, что с дорогами в Севастополе все в порядке.
Директор «Херсонеса Таврического» Елена Морозова обратилась к Путину с просьбой способствовать выделению средств на берегоукрепление территории. Разговоры о необходимости защитить Херсонес велись еще до 2014 года. ЮНЕСКО, принимая решение о его включении в Список всемирного наследия, назвала берегоукрепление первоочередной задачей. В 2011 году киевской проектной организацией был разработан проект, согласно которому берега Херсонеса следовало заковать в бетон.
Российские власти идею подхватили и еще в 2018 году искали второго подрядчика на проектирование берегоукрепительных сооружений, поскольку первый проект был забракован. То есть задача давно в разработке. Зачем же тогда просить?
Насчет реставрации Панорамы – та же история. Необходимые решения по данному вопросу уже давно приняты. В ноябре 2019 года специалисты студии военных художников имени М.Б. Грекова посетили Севастополь и провели обследование полотна Панорамы. Собственно реставрация полотна должна уже была начаться, но застопорилась из-за того, что не отремонтировано и не отреставрировано само здание Панорамы.
Вопрос с «чужими» сувенирными ларьками на Историческом бульваре тянется с 2016 года, когда бывший в то время премьер-министром России Дмитрий Медведев поручил их снести. Война с предпринимателями продолжалась длительное время, и павильоны под покровом ночи были снесены. Предпринимателям даже товар забрать не дали. Однако в марте 2018 года на главной аллее Исторического бульвара начали строить новые павильоны – уже под эгидой музея.
«Теперь на территории Исторического бульвара коммерческой деятельностью будет заниматься только наш музей, у нас будут действовать три музейных магазина, которые будут работать по музейной тематике, в частности, по военной истории России», – рассказывал директор Севастопольского военно-исторического музея Николай Мусиенко.
То есть и этот вопрос давно решен, однако в качестве «проблемного» был задан президенту России Путину.
А вот что касается строительных работ на территории могильника «Бельбек-4» в селе Любимовка, так это да, вопрос животрепещущий. Задал его в марте российскому президенту историк и археолог из Симферополя Сергей Мульд. В охранной зоне древнего сарматского могильника возводят гаражи. Но надо ли президенту страны заниматься такими вопросами? Его ли это уровень?
Спасение «утопающего» – не президентское дело
Такие встречи с ангажированной общественностью напоминают если не игру в поддавки, то сдачу экзамена по меченым билетам – вероятность провала исключена на сто процентов. Это ведь не экономика, которая в Севастополе трещит по швам и которую, сколько поручений ни делай, поднять вряд ли удастся. Поэтому, чтобы не оставить целую отрасль без внимания, российским президентом дано поручение обмозговать вопрос, возможно ли строительство в Крыму рыбопромысловых судов. Ответ, кстати, не обязательно должен быть положительным.
А пока на кремлевском сайте публиковались очередные путинские поручения, российская Контрольно-счетная палата Севастополя (КСП) обнародовала отчет по мониторингу и анализу реализации государственных программ в городе за 2019 год. По госпрограмме развития промышленности, в частности, выводы неутешительные: текущие низкие значения трех из шести показателей свидетельствуют, что по результатам 2019 года программа выполнена не была.
Из 11 целевых направлений госпрограммы по результатам 2019 года реализованы только три, что составляет 27%. Тем не менее ответственный исполнитель – департамент экономического развития города Севастополя сообщает, что рост промышленного производства в обрабатывающей промышленности к предшествующему году превышает 125%.
Как пишет «Севастопольская газета», анализ значений целевых показателей, указанных в программе «Развитие промышленности города Севастополя», показал, что значения некоторых из них занижены, в результате чего оценка эффективности реализуемых программных мероприятий превращается в формальную процедуру, результаты которой отражают недостоверные данные.
По данным Крымстата, прирост высокопроизводительных рабочих мест к предшествующему году при плановом значении в 3,5% составил всего 0,3%.
План по доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составляет 31,2%. Согласно данным Крымстата за 2017-2018 годы, утвержденные плановые значения данного показателя ежегодно не достигаются. В 2017 году – 21,6% (при плановом значении 27,1%); в 2018 году – 21,5 % (при плановом значении 30,8%). Данные за 2019 год пока не опубликованы, но можно не сомневаться, что и в этот раз плановый показатель не будет достигнут.
По данным того же Крымстата, более 40 процентов севастопольских предприятий ежемесячно, ежеквартально и ежегодно работают с убытком.
Так что же, президент Путин будет спасать «утопающую» севастопольскую промышленность? Заказные общественники ему этот вопрос точно не зададут. Но чтобы уж совсем Севастополю хорошо зажилось, можно ему танк Т-34 подарить.
А вот кто точно молодец, так это директор севастопольской горбольницы №4 Валентина Гавриляк – задала вопрос Владимиру Путину о выделении средств на строительство палатного корпуса больницы. Теперь на Северной стороне Севастополя хоть нормальное медучреждение построят.
Андрей Покровский, крымский блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнения», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции