Чем владеет семья кума Путина в Крыму
Getting your Trinity Audio player ready... |
Впервые статья вышла на Крым.Реалиях
Декларация о доходах и имуществе оппозиционного народного депутата Украины Виктора Медведчука позволила обнаружить у его семьи фирму, которой принадлежит яхта за 200 миллионов долларов, долю украинского телеканала, старинную Библию Гуттенберга и многое другое. Крым.Реалии искали в декларации крымские следы и выяснили, что семья Медведчука владеет в Крыму бизнесом, который появился там уже после российской аннексии.
Виктор Медведчук и его супруга, бывшая телеведущая центральных телеканалов Украины Оксана Марченко с начала 2000-х являются кумовьями президента России Владимира Путина и Светланы Медведевой – жены российского премьер-министра Дмитрия Медведева. После российской аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе Виктор Медведчук продолжает общаться с российским президентом и периодически ездит к нему на переговоры.
Об аннексированном Крыме Виктор Медведчук говорит так: «Согласно действующему украинскому законодательству, Конституции, Крым – территория Украины, но де-факто это сегодня Россия».
Такая позиция отражается и на его семейном имуществе и бизнесе. В финансовом документе народного депутата Крым значится и как украинская Автономная Республика Крым и как российская непризнанная в мире «Республика Крым».
Земля и дом на крымском побережье
Согласно декларации, супруга украинского оппозиционного политика Оксана Марченко имеет земельный участок в Оползневом под Ялтой площадью более пяти тысяч квадратных метров, а также дом с хозпостройками.
Земля и хозпостройки стали ее собственностью в 2007 году, а дом – в 2013-м, то есть уже после того, как телеведущая стала женой политика.
В декларации это имущество записано по украинскому адресу: Крым, Оползневое, Ялта, Автономная Республика Крым, Украина.
В прежние годы в СМИ показывали роскошную резиденцию Медведчуков возле Симеиза. Она стала известной после того, как семь лет назад там встречали с шампанским Владимира Путина. Издание «Зеркало недели» писало, что эта резиденция возникла на месте противотуберкулезного санатория имени Баранова.
В генплане, утвержденном уже российскими властями Ялты, этот дом обозначен как «Дворец Медведчука».
В 2018 году Виктор Медведчук заявил российскому телеканалу «ТВ Центр», что продолжает ездить в аннексированный Крым на отдых.
«Крым – это место, где я отдыхал и отдыхаю сегодня. Это ни для кого не является секретом. Я там в этом году отдыхал и в прошлом, и буду отдыхать дальше» , – заявлял он.
Крымская земля из декларации Медведчука и других украинских топ-политиков попадает в перечень территорий, которыми, согласно указу президента России Владимира Путина, не могут владеть иностранные граждане. Российские власти обязывают продать участки гражданам России либо российским компаниям, или они могут быть выкуплены государством.
Крым.Реалии пытались выяснить у Виктора Медведчука, какой в связи с этим будет судьба его семейного имения на крымском побережье. Но он не ответил на информационный запрос.
Крымский бизнес в киевском офисе оппозиции
Показал Виктор Медведчук и семейный бизнес в Крыму – две фирмы в южнобережном поселке Гаспра, записанные на его супругу. Их местом расположения указана «Республика Крым» – созданная после российской аннексии полуострова, непризнанная властями Украины, Евросоюза и ряда стран Запада.
Украинские власти, напомним, не признают ни «российский» статус полуострова, ни его «российские» адреса, почтовые и телефонные индексы, ни регистрационные документы (если они не заверены украинской стороной).
У Оксаны Марченко в Крыму две фирмы – ООО «Таврия-инвест» и ООО «Фирма Укрснаб». В украинском реестре юридических лиц такие не значатся. А вот из российских документов стало ясно, что эти компании были зарегистрированы в Крыму уже после того, как его де-факто стала контролировать Россия.
Фирма «Таврия-инвест», по данным российской федеральной налоговой службы, была зарегистрирована весной 2015 года с уставным капиталом в более миллиарда рублей. Основной профиль компании – управление недвижимостью и строительство.
«Таврия-инвест», согласно российским открытым базам, ежегодно несет миллионные убытки. Однако продолжает действовать.
В 2016 году «Таврия-инвест» учредила «Фирму Укрснаб» с уставным капиталом в три миллиона рублей. Ее основной вид деятельности – строительство зданий и автодорог. «Таврия-инвест», согласно учредительным документам, в 2017 году перенесла свой офис из Гаспры в столицу России Москву.
Журналисты проекта Радiо Свобода «Схемы» ранее заметили, что «Таврия-инвест» имеет одного и того же директора – Инну Палий – с московской фирмой ООО «ИК «Таврия Север», принадлежащей кипрским компаниям.
«Таврией-инвест», а через нее и «Укрснабом» владеют три украинские компании, находящиеся в собственности Оксаны Марченко и Виктора Медведчука: ООО «Инвестиционная компания «Укркапитал», ООО «Инвестиционная компания «Терра-инвест» и ООО «Инвестиционная компания «Спорт-тур».
Эти компании, за исключением «Спорт-тура», зарегистрированы в Киеве по одному адресу с офисом «Оппозиционной платформы – За жизнь!» по улице Большой Васильковской, 23-б. Этот офис в мае забросали петардами и дымовыми шашками представители организации «Национальный корпус» в знак протеста против поездок Виктора Медведчука и его соратников в Россию на переговоры с Путиным (в докладе Госдепартамента США о правах человека за 2019 год «Национальный корпус» был признан «группой ненависти», которая «совершала произвольные задержания людей с очевидного согласия правоохранительных органов, совершала нападения на журналистов, представителей нацменьшинств (ромов) и ЛГБТ-сообщества» – ред.).
Планы о гостиничном бизнесе
Крым.Реалии пытались найти следы деятельности фирм семьи Виктора Медведчука в Крыму. Но информации немного. По данным из открытого доступа, компания «Укркапитал» (владелец крымской «Таврии-инвест») несколько лет назад намеревалась построить в Крыму 18-этажную гостиницу с реакционно-оздоровительным комплексом.
«Для компании «Укркапитал» мы реализовали два проекта в качестве генподрядчика и выполнения функций заказчика. В Крыму, поселок Гаспра, наша компания выступила в роли генподрядчика и выполняла функций заказчика при реализации проекта «Строительство 18-ти этажной курортной гостиницы с реакционно-оздоровительным комплексом» общей площадью более 52 тысячи квадратных метров. Реализация проекта нашей компанией началась с передачи согласованного заказчиком эскизного проекта и фундаментной плиты под гостиничную высотную часть комплекса. Также компания непосредственно принимала и вела работу по сопровождению и принятию решений в проектировании данного комплекса», – сообщала украинская строительная компания, которая являлась подрядчиком строительства.
Фирма даже показала фото стройки. Но дальнейшую судьбу этой гостиницы выяснить не удалось. Мы пытались связаться с «Триумфом», но по телефонам, указанным в открытом доступе, не ответили. О появлении в Гаспре 18-этажной гостиницы в ближайшие годы не сообщалось.
«Фирма Укрснаб» в прежние годы фигурировала в судебных разбирательствах вокруг земельного участка в десять гектаров в районе водохранилища «Магоби-2» в поселке Виноградное в Ялте, которое ранее принадлежало украинскому госпредприятию «Ливадия».
Как пишут крымские СМИ, в 2016 году «Фирма Укрснаб» пыталась переоформить договор аренды этого участка в российском правовом поле и даже заключила с местными властями договор аренды на десять лет. Но вмешалась российская прокуратура Крыма, которая объявила, что договор аренды признан недействительным, а сам земельный участок «подлежит возврату в собственность Ялты».
Крым.Реалии выяснили, что ранее семья Виктора Медведчука владела еще одной фирмой в Крыму – ООО «Таврия-капитал». Она была зарегистрирована на тех же собственников и по тому же адресу, что и «Таврия-инвест». Ее профилем была деятельность гостиниц и прочих мест размещения. Фирма появилась в российском реестре летом 2015 года. Но уже в конце 2016 года была ликвидирована.
Редакция пыталась узнать у Виктора Медведчука о судьбе крымских активов и планах относительно их будущего. В мае Крым.Реалии направили ему информзапрос. В офисе политика подтвердили его получение, но ответа не последовало.