«Крымское наследие» Трампа. Мнение Сергея Стельмаха

Getting your Trinity Audio player ready...

Статья и изображение к ней впервые вышли на сайте Крым.Реалии

Дональд Трамп стал президентом США, при котором рухнули все «хитрые планы» российской власти по легализации итогов фейкового «крымского референдума» 2014 года. За время его каденции Украина получила летальное оружие, а Россия была на законодательном уровне объявлена геополитическим противником США. Через неделю в Америке пройдут президентские выборы. Вне зависимости от результата, политика Вашингтона в части непризнания кремлевской аннексии украинского Крыма останется неизменной.

В ходе недавних президентских дебатов в США нынешний глава государства Дональд Трамп и претендент на президентский пост от Демократической партии бывший вице-президент Джо Байден вновь обсуждали Украину и Россию.

Дискуссия выдалась жесткой, с взаимными претензиями и политическими упреками. Джо Байден обвинил Дональда Трампа в бездействии относительно вмешательства иностранных государств в американские выборы. «Любая страна, которая попытается вмешаться в американские выборы, заплатит цену. В эти выборы были вовлечены Россия, Китай, и теперь, как мы узнали, также и Иран. Они заплатят цену, если меня изберут. Они вмешиваются в американский суверенитет. И, насколько мне известно, президент не сказал Путину ни слова об этом. И я не знаю, почему», – сказал Джо Байден.

В ответ Дональд Трамп заявил, что вел жесткую политику в отношении России, напомнив, что именно его администрация предоставила Украине летальное оружие.

В своей речи президент также косвенно упомянул аннексированный Крым и оккупированные районы Донбасса, не указывая прямо, что именно Кремль захватил украинские территории.

«Никто не был более жестким в отношении России, чем я. В плане санкций, в плане всего, что я сделал с НАТО. Когда Байден продавал Украине подушки и покрывала, я продал противотанковые ракеты. В течение президентства Обамы Россия забрала большую часть того, что должно было бы быть Украиной. Вы отдали это им. Но вы получали много денег от России», – упрекнул Дональд Трамп своего оппонента.

Ради справедливости стоит напомнить, что тогдашний президент США Барак Обама еще осенью 2015 года подписал оборонный бюджет США, предполагавший выделение Украине военной помощи. Указанные в документе 300 млн долларов планировали потратить, в том числе, на предоставление Киеву военного оборудования и летального оружия.

Администрация Дональда Трампа запомнилась не только тем, что Киев получил противотанковые комплексы «Javelin», но и тем, что его президентство для Кремля стало чередой болезненных разочарований. Еще перед выборами 2016 года Москва открыто показывала, что заинтересована в поражении кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон, воспринимая ее возможное президентство как продолжение политики администрации Барака Обамы. При нем Вашингтон приложил немалые усилия для консолидации США и государств ЕС для введения и поддержания болезненных для российских властей секторальных санкций, а также последовательно отсекал Москве любую возможность протаскивания «российского» Крыма в политическом пространстве Запада.

Будучи кандидатом от Республиканской партии, Дональд Трамп говорил о намерении «поладить» с российским президентом Владимиром Путиным, и даже один раз неосторожно заявил о возможности «рассмотреть» вопрос признания Крыма российской территорией. Больше он такого не произносил, но в Кремле изначально пришли в восторг, ожидая в случае победы Трампа серьезных подвижек в сторону легализации итогов фейкового «референдума», проведенного Москвой на украинском полуострове.

Реальная политика администрации Дональда Трампа отличалась от того, что ждали в Кремле. Скептики могут заявить, что Белый дом находился под постоянным политическим давлением со стороны Конгресса и американского истеблишмента в целом, но в сухом остатке имеем следующее. Официальная позиция Белого дома по Крыму осталась неизменной. Более того, через полгода после инаугурации пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер сообщил, то президент Трамп ожидает, что Россия вернет Украине Крым. Спикер российской Госдумы Вячеслав Володин в ответ отказался верить такой информации, заявив, что политика Вашингтона якобы противоречит «предвыборным обещаниям» Дональда Трампа. Хотя президент США в ходе избирательной кампании и после нее каких-либо обещаний по поводу полуострова публично не давал.

Санкционное давление на Москву продолжилось с новой силой. Летом 2017-го Дональд Трамп подписал закон о введении новых ограничений, которые в российском правительстве назвали «полноценной торговой войной». Тут основную скрипку сыграл Конгресс, но Белый дом не стал противиться решению парламентариев. В документе Россия наряду с Ираном и КНДР была официально объявлена противником США.

Именно тогда в Кремле окончательно сообразили, что «хитрые планы» по Крыму и Донбассу утратили какой-либо смысл. Больше Москва не предлагала Вашингтону «разменять» полуостров на Сирию или провернуть иную геополитическую сделку за спиной у Киева. Кремль попробовал использовать историю с импичментом Дональда Трампа, пытаясь выставить ситуацию так, словно Украина «вмешалась» в американские выборы, а не Россия, но и эта карта оказалась битой.

Дипломатические нюансы в отношениях между Вашингтоном и Киевом никак не помогли российскому руководству в попытках дискредитации Украины в глазах американского истеблишмента. В экспертных кругах США продолжается дискуссия, насколько президент Трамп, как он говорит, был жестким в отношении Москвы, но в части стратегического планирования ситуация осталась неизменной. Военное командование США, как и при администрации Барака Обамы, внимательно отслеживало процесс милитаризации Крыма, и продолжило работу по укреплению военно-морской базы в Очакове.

При Бараке Обаме был заложен фундамент «крымской политики» Вашингтона и разработаны основные санкционные, дипломатические и военные механизмы противодействия кремлевской агрессии против Украины. При администрации Трампа весь этот арсенал был эффективно использован. Конечно, основную скрипку тут играли Конгресс и Государственный департамент, но, к чести президента Трампа, можно указать то, что он не мешал американским чиновникам, дипломатам и военным помогать Киеву.

Сергей Стельмахкрымский политобозреватель (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике “Мнения”, передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции.