Понаехали. Как Россия вытесняет нелояльных в Крыму
Getting your Trinity Audio player ready... |
Впервые статья вышла на НВ, автор текста Татьяна Козак
«Японаехал тут? Я из Сибири! В Россию приехал!» — кричит на местную жительницу полноватый мужчина с сумкой наперевес. Конфликт происходит в симферопольском троллейбусе. Видео попало в соцсети в апреле этого года и стало вирусным.
Согласно украинскому законодательству и международному праву пассажир таки оказался на оккупированной территории, хотя и не осознает этого. Оно и неудивительно. Российская оккупационная власть считает, что на полуострове, как и в других российских регионах, применяется только законодательство России.
Украине и мировому сообществу, которые не признают оккупации Крыма, приходится постоянно напоминать всем, что Россия — государство-агрессор. На Крымский полуостров распространяются нормы международного гуманитарного права (МГП), а значит, действует запрет на перемещение части гражданского населения на оккупированную территорию. Нельзя также депортировать украинских граждан, живших до оккупации в Крыму, в другие регионы России или выдворять их на подконтрольную Киеву территорию. Но власти России не обращают внимания на эти запреты и активно увеличивают количество российских резидентов в Крыму.
В Джанкое и Армянске, городах вблизи линии разграничения, строят многоэтажные жилые комплексы специально для силовиков, работающих в пунктах пропуска. А в Симферополе за семь лет появилось более пяти новых микрорайонов. Там, где раньше был пустырь в районе Евпаторийской объездной, теперь сооружен спальный микрорайон Жигулина Роща. Жилой комплекс Грэсовский протянулся уже до симферопольского аэропорта. Несколько жилых кварталов строят и в районе Московского кольца. В Гурзуфе тоже говорят о строительстве — на месте пансионата Геолог планируют построить около десяти жилых высоток.
И несмотря на растущие цены на крымское жилье, покупатели есть, тем более что льготные ипотечные программы делают его доступным для граждан всей России. А работникам крымских госструктур предлагают еще более упрощенные системы кредитования.
«Семья из Тюменской области взяла ипотеку и купила квартиру в соседнем доме, в нашем доме москвичка, пенсионерка, приобрела трехкомнатную квартиру. Ей здесь нравится. Они не считают, что это оккупированная территория», — добавляет собеседница. Переезд российских граждан на полуостров всячески стимулируют: государственными программами, экономическими методами и социальной поддержкой.
Силовикам, которых набирают для Крыма из других регионов, предоставляют служебное или льготное жилье или компенсируют арендную плату. Детей силовиков ставят первыми на очередь в детские сады и школы. А учителей набирают по программе Земский учитель, предусматривающей пятилетний контракт на работу в небольших городах и селах с единовременной компенсацией в 1 млн рублей. Аналогичные программы разработаны и для медиков. В объявлениях о вакансиях в Крыму, размещенных на всероссийских госпорталах и сайтах региональных администраций, часто обещают предоставлять жилье и социальный пакет. Госслужащим Крайнего Севера и членам их семей, а также пенсионерам предлагают компенсации за переезд в южные регионы, в частности в Крым, они также могут получить субсидии на жилье. При этом местным крымчанам ограничили доступ на госслужбу с помощью дискриминационных требований: гражданство России, знание российского законодательства, несколько лет опыта работы в госорганах России.
Без права вернуться
Атмосфера несвободы, вражды, страха и дискриминации заставляют крымчан собирать вещи и уезжать из полуострова. Ежегодный поток из Крыма на материковую Украину теперь составляет около 5000 человек — подсчитали эксперты BlackSeaNews и Институт черноморских стратегических исследований. Общее количество уехавших крымчан сегодня составляет около 100 тыс. человек. Такие данные предоставила правозащитная организация КрымSOS.
Жители Крыма, которые не захотели получать гражданство России, стали иностранцами у себя дома. Их, ссылаясь на нарушение миграционных требований, выдворяют на материк. Кроме того, выдворение применяют как наказание за совершение более двух десятков видов административных правонарушений. Сегодня речь идет о 4,7 тыс. таких случаев.
Опасаясь преследований, почти сразу после крымского «референдума» на материк выехали публичные члены Хизб ут-Тахрир. Эта исламская политическая организация в Украине и многих европейских странах действует открыто, но в России ее признали террористической. После того как полуостров начал жить по российским законам, местные спецслужбы массово открывают дела против крымских татар и мусульман, обвиняя их в принадлежности к Хизб ут-Тахриру. Такая же судьба постигла верующих Свидетелей Иеговы. Преследуют и представителей Православной церкви Украины. «Крымских татар и украинцев вывозят против их воли из Крыма, при этом он, к тому же, проходят через достаточно сложные и унизительные процедуры и этапы», — говорит правозащитница и координатор Крымской солидарности Лутфие Зудиева, которая отслеживает дела политзаключенных в Крыму.
Россия в Крыму хотя и обязана, но не соблюдает требования Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. В ней указан, в частности, запрет на вывоз заключенных из оккупированной территории. На сегодняшний день известно о 9,5 тыс. заключенных, вывезенных в Россию для отбывания наказания там. А также дела уже более 100 крымских татар признаны политическими.
Далеко идущие планы
Оправдываясь, российские чиновники говорят, что демографические процессы в Крыму ничем не отличаются от ситуации в южных российских регионах: Ростовской области и Краснодарском крае. И приводят свои цифры: по данным управления Федеральной службы госстатистики по Крыму и Севастополю, на 1 января 2021 года население увеличилось всего на 69.170 человек.
В украинском правительстве называют значительно большие цифры миграции — 500 000 переселенных в Крым. Такие данные недавно озвучил министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников. А составители мониторингового отчета о миграции в Крыму BlackSeaNews и Института черноморских стратегических исследований считают, что де-факто население Крымского полуострова увеличилось более чем на 1 млн человек. И теперь там проживают 3 миллиона 100 тысяч жителей.
Роман Мартыновский из организации Региональный центр прав человека объясняет, что масштаб переселения важен, но гораздо важнее фиксировать сам факт того, как власть России создает условия для переселения. Именно это квалифицируется международным гуманитарным правом как военное преступление. Организация собирает и документирует факты военных преступлений в Крыму и передает их вместе с прокуратурой АР Крым в Международный уголовный суд. С 2017 по 2021 год Украина направила 5 сообщений с информацией о фактах депортации и принудительного перемещения населения, в том числе заключенных, с территории полуострова. В декабря 2020 года Офис прокурора Международного уголовного суда заявил о завершении предварительного изучения ситуации в Украине и признал ее в рамках своей юрисдикции.
Выселить или оставить?
Что же ждет новых «крымчан» после возвращения Крыма под контроль Украины? Первая официальная «Дорожная карта» по освобождению полуострова появилась в марте этого года. Президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие стратегию по деоккупации и реинтеграции Крыма, которую ранее утвердила СНБО. Согласно стратегии Украина гарантирует и обеспечит защиту прав, свобод и законных интересов граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории АР Крым и города Севастополя.
По украинскому законодательству все иностранцы, посетившие Крым после 2014 года не через украинские КПВВ или через них, но нарушили сроки пребывания, находятся на этой территории незаконно. «Я не люблю слово „депортация“, но украинским законодательством предусмотрено выдворение из страны», — отметил Резников в эфире телеканала Дом в марте 2021 года. Министр уточнил, что граждане России, прибывшие в Крым после аннексии, — это участники преступления, совершенного Кремлем.
Власть России использует своих людей как инструмент в будущей борьбе за права на Крым. Но украинское правительство готово доказать, что колонизация Крыма — это часть гибридной войны.
Этот материал был подготовлен в рамках проекта Крымская редакция — инициативы украинских журналистов из Крыма, призванной найти инструменты и решения для деоккупации и реинтеграции полуострова. Проект Крымская редакция реализуется при финансовой поддержке Посольства США в Украине. Заглавное фото EastNews