Крымские санкции. В чем они заключаются
Getting your Trinity Audio player ready... |
В 12 простых вопросах и ответах объясняем, что такое санкции, введенные в отношении России за оккупацию Крыма, как они влияют на экономику полуострова и насколько эффективны. Впервые статья вышла на сайте НВ в рамках проекта «Крымская редакция», автор Евгений Лешан.
1. Что такое санкции и зачем их вводят?
Санкции — это международный инструмент воздействия. Это ограничения, введенные против дипломатической, экономической, финансовой политики государства и деятельности физических и юридических лиц, если те нарушили международные нормы. Цель санкций — не наказание, а повышение цены, которую нарушитель платит за действия, неприемлемые для мирового сообщества. Так, например, благодаря взвешенной политике санкционного давления мировому сообществу удалось в 2015 году заключить соглашение с Тегераном об ограничении иранской ядерной программы. Санкции — чувствительный инструмент, поэтому, вводя их, предполагается, чтобы они оказывали именно то давление, которое побуждает нарушителя к действиям. Иногда максимальные санкции неуместны, они уничтожают мотив нарушителя к изменениям и ситуация ухудшается. Когда президент Дональд Трамп единолично ввел максимальные санкции против Ирана, тегеранское соглашение едва ли не было разрушено, поскольку Иран был лишен мотивации соблюдать соглашения об ограничении ядерной программы, а США — дальнейших инструментов давления на Иран.
2. Против кого и за что введены санкции за оккупацию Россией Крыма?
«Крымские» санкции применены в отношении российских государственных деятелей, военных, должностных лиц и бизнесменов, а также бизнеса, причастного к оккупации и попыткам аннексии Крыма. Например, акционерное общество «АнРуссТранс» предоставило российской армии паромы для перевозки военной техники в Крыму весной 2014 года, и теперь они под санкциями. Кроме того, секторальные санкции введены относительно оборонного нефтегазового сектора экономики России, в частности против таких гигантов, как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк», концерна «Калашников» и многих других. Санкции введены из-за того, что Россия, оккупировав Крым и объявив его частью РФ, грубо нарушила международные нормы и принципы, в частности — принцип неприкосновенности государственных границ и территориальной целостности.
3. Кто и какие именно санкции ввел против России, когда она оккупировала Крым?
Первые санкции в ответ на действия РФ в оккупированном Крыму применили США и Европейский Союз 17 марта 2014 года — на следующий день после того, как оккупанты провели в Крыму и Севастополе фиктивный «референдум» об отсоединении от Украины. Это были персональные санкции против нескольких граждан РФ — государственных деятелей, должностных лиц, военных и депутатов, а также нескольких граждан Украины, которые были причастны к нарушению суверенитета и территориальной целостности.
После этого санкционный перечень неоднократно расширялся, к персональным санкциям были добавлены секторальные. Срок действия введенных санкций ежегодно продолжается.
Всего к «крымским» санкциям присоединилась 41 страна, среди которых Канада, Япония, Норвегия, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и др.
Закон Украины «О санкциях» был принят в 2014 году. На практике применение украинских персональных санкций началось только в 2015 году, а массовый характер приобрело уже в 2018-м. Украинские санкционные списки содержат сотни физических и юридических лиц — граждан РФ, Украины и других государств. Под санкциями находятся ведущие российские компании, государственные деятели РФ, представители оккупационной «власти» Крыма и бизнесмены, которые ее спонсировали, также непосредственные организаторы и участники оккупации. Принятый в 2021 году закон об отмене свободной экономической зоны «Крым» запрещает поставки любых ресурсов в оккупированный полуострова, ведение бизнеса, действие и выдачу специальных разрешений и лицензий компаниям, осуществляющим хозяйственную деятельность в Крыму, и сертификатов происхождения для крымских товаров.
4. Какие санкции еще не введены? Кем и почему?
Украина до сих пор не применила против России секторальных санкций, ограничившись персональными. До сих пор не воплощены намерения по введению так называемого Списка Сенцова — пакета санкций в ответ на системные нарушения прав человека Россией на оккупированных территориях Украины и в отношении украинских граждан. Причина — в несовершенстве санкционного законодательства, которое необходимо реформировать уже сейчас, и отсутствии политической воли. Регистрация санкций должна быть открытой, нужен единый орган, который бы координировал санкционную политику Украины, также важно синхронизировать украинские и международные санкции, следует понимать, кто, когда и как отвечает за их нарушение. В условиях нереформированного санкционного законодательства введение новых санкций против РФ ограничено смыслом и эффективностью.
Со стороны Запада не внедрены, в частности, такие ограничительные меры, как блокирование иностранных резервов Центрального банка РФ, запрет на покупку российских государственных облигаций не только на первичном рынке, как сейчас, но и на вторичном, расширение санкций против банковского сектора РФ, вплоть до отключения от системы международных платежей SWIFT. Все это стремительно привело бы к краху финансовой системы РФ. Но разрушительный эффект от таких санкций может быть чрезмерным. США и ЕС считают необходимым повышать санкционное давление на РФ постепенно, в зависимости от того, насколько Россия проявляет упрямство, нарушая международные нормы.
5. Запрещающие санкции?
Западные санкции запрещают:
- вкладывать любые инвестиции в Крым,
- создавать совместные предприятия в Крыму или с крымскими компаниями;
- поставлять товары и технологии для: поиска и добычи полезных ископаемых; транспорта; энергетики; радио, телевидения, интернета и мобильной связи;
- предоставлять любые услуги по туризму в Крыму, в частности круизному,
- пытаться обойти санкции любым способом.
Украинское законодательство запрещает:
- экспорт товаров из Крыма и импорт на оккупированную территорию,
- поставки в Крыму любых ресурсов, в частности воды и электроэнергии,
- добычу полезных ископаемых из крымских недр и морского шельфа,
- выдачу и использование лицензий и специальных разрешений для ведения деятельности на территории Крыма,
- посещение Крыма любым путем, кроме официальных украинских контрольных пунктов въезда-выезда.
6. Эти санкции действительно болезненны для России, или это просто символический жест? Влияют ли они на российский бюджет?
В целом «крымские» санкции действительно чувствительны для России, особенно для Крыма. Но в различных секторах экономики действенность санкций проявляется по-разному.
В военно-промышленном секторе оккупанты вынуждены были свернуть ряд оборонных проектов на подсанкционных крымских предприятиях. Наиболее яркий пример — это прекращение из-за санкций строительства корветов проекта 22800 «Каракурт» для Черноморского флота РФ на Феодосийском заводе «Море». Это производство начал Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Но в 2019 году три недостроенные корветы, два из которых уже должны эксплуатироваться, были отбуксированы в РФ, а «Пелла» прекратила сотрудничество с крымскими партнерами.
Кроме того, из-за санкционного запрета на поставки в РФ двигателей западного и украинского производства задерживается реализация важных российских проектов по военному судостроению и авиастроению.
В финансовом секторе санкции сделали невозможным нормальную работу банков на полуострове. В июле 2014 года в Крыму и Севастополе работали 33 мелких российских банка. В 2021 году их осталось только 6. Эти банки не могут эмитировать карты Visa и Mastercard в Крыму. Крымчане вынуждены заказывать эти карты в РФ и получать их по почте, но полноценное использование таких карт невозможно. Кредитование в Крыму и денежные переводы за пределы полуострова также затруднено.
В морских портах Крыма из-за санкций в пять раз снизился грузооборот — с 11,3 млн тонн в 2013 году до 2,3 млн тонн в 2020 году. Это преимущественно перевозки между Крымом и РФ, а также (менее 10%) поставки зерна из Крыма в Сирию и другие страны Ближнего Востока. РФ так и не смогла наладить регулярное морское пассажирское сообщение с Крымом.
В энергетическом секторе санкции являются менее эффективными. За прекращение поставок электроэнергии из Украины оккупанты были вынуждены тратить большие ресурсы на срочное размещение в Крыму мобильных газотурбинных станций, прокладку нескольких нитей энергомоста из территории РФ и ускоренное строительство двух мощных тепловых электростанций. Кроме того, из-за санкций россияне не могут модернизировать устаревший парк ветроэлектростанций. Санкции делают реализацию энергетических проектов в Крыму замедленной и слишком дорогой.
Всего потери РФ от санкций можно определять по разным показателям, сравнив данные за 2013 год и более поздние. Так, в 2013 году инвестиции в основной капитал РФ составили $422 млрд, а в 2020 году — всего $275 млрд. Внутренний долг РФ вырос с $68 млрд до $201 млрд. По данным Росстата, реальные доходы населения РФ с 2014 по 2020 год снизились на 12 %.
Международный валютный фонд оценивает потери РФ от санкций в 0,2% ВВП ежегодно. В то же время эксперты Андерс Аслунд, сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, и Мария Снеговая, научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона, считают, что стоимость санкций для РФ значительно выше — 2,5-3% ВВП ежегодно, и суммарно достигла уже нескольких сотен миллиардов долларов США.
7. Может ли Россия обойти введенные за Крым санкции, и если да, то каким образом?
Россия постоянно пытается избежать санкций.
В военно-промышленном секторе РФ закрыли доступ к Реестру предприятий ВПК и информацию о закупках по государственному оборонному заказу РФ. Также правительство РФ разрешило закрывать информацию в Едином государственном реестре юридических лиц о компаниях, которые являются фигурантами санкций, и таких, которые могут попасть под санкции ЕС и США — в частности те, что расположены в оккупированном Крыму.
Крымские компании используют для безопасной работы зарегистрированные на территории РФ компании-клоны. В финансовом секторе банки обходят ограничения с помощью системы корреспондентских счетов, не попадающих под санкции. Подсанкционный крымский банк открывает в «чистом» российском банке корреспондентский счет. В свою очередь, иностранный банк также открывает корреспондентский счет в том же российском банке, а российский банк — в иностранном банке. Таким образом, подсанкционный крымский банк может пользоваться услугами «чистого» российского банка в финансовых делах как на территории РФ, так и за рубежом. Это ослабляет международную финансовую изоляцию Крыма.
8. Может ли европейский и американский бизнес обходить введенные для Крыма санкции? Кто это делает и как им это удается (на примере)?
Едва ли не самый известный случай нарушения «крымских» санкций — это поставка турбин концерна Siemens для Балаклавской и Таврической ТЭС, построенных российскими оккупантами в Крыму. Турбины были закуплены якобы для строительства электростанции в российской Тамани. Подобная схема используется и в других случаях: продукцию, запрещенную для поставки в Крым, западные компании продают российским фирмам-«прокладкам», а те уже осуществляют поставку на полуостров. Это удается делать из-за несовершенства санкционной системы.
В Крым запрещено продавать автобусы, грузовые автомобили и спецтехнику производства европейских компаний. В то же время лизинговые операции не попали под европейские санкции — поэтому специально созданная лизинговая компания поставляет на полуостров технику российских и европейских производителей по договорам лизинга, привлекая средства подсанкционного крымского банка. С легковыми авто еще проще — их продажу в Крым санкции не запрещают. Но чтобы получить кредит на авто, гарантийное обслуживание и другие сопутствующие услуги, крымчане должны оформлять все это через компании, зарегистрированные в российском Краснодарском крае.
Франчайзинг также не попадает под действие санкций — поэтому через компании-«прокладки», зарегистрированные в РФ, продукция европейских брендов поставляется в Крым.
Ситуацию могло бы кое в чем исправить требование прописывать в договорах о поставках продукции в РФ недопустимость ее дальнейших поставок в Крым, а также распространение санкций на лизинговые и франчайзинговые схемы.
9. Удается ли Украине отслеживать нарушения санкций, приводить доказательства этих нарушений? Кто, где и как это делает?
В Украине нет действенной системы контроля за соблюдением санкций. В значительной мере нарушения санкций отслеживают журналисты-расследователи и профильные экспертные НПО, специализирующиеся на санкционной и крымской тематике. Они мониторят открытые источники и реестры, сообщают правоохранителям, государственным органам и общественности о нарушении санкций.
10. Иностранные компании наказывают за нарушение санкций? Правовые механизмы для этого существуют?
Такие примеры есть. В США международная компания по финансовым операциям Payoneer получила $1,5 млн штрафа за нарушение ряда санкций, в частности «крымских». Amazon.com Inc., крупнейший в мире интернет-ритейлер, мог быть оштрафован на $1 млн за поставки товаров и услуг жителям Крыма и других подсанкционных территорий. Но поскольку Amazon по собственной инициативе сообщил Office of Foreign Assets Control о нарушениях, компанию оштрафовали на сумму, равную половине стоимости услуг, предоставляемых в нарушение санкций — $134,523 тыс. А в Британии Standard Chartered Bank вынужден был уплатить 20,5 млн фунтов стерлингов за сотрудничество с дочерним банком Сбербанка РФ.
11. При каких условиях санкции, введенные в отношении России за Крым, могут быть усилены? По каким направлениям это усиление может стать эффективным?
Усиление «крымских» санкций может произойти в случае дальнейшего нарушения Россией международных норм и принципов в оккупированном Крыму — в частности, дальнейшей милитаризации полуострова и нарушений прав человека на оккупированной территории. Кроме того, в значительной степени это зависит от эффективности усилий украинской дипломатии, совершенствования и усиления украинской системы санкций.
Самым эффективным санкционным ударом по финансовой системе РФ могло бы стать отключение от системы международных платежей SWIFT. Также мощный эффект возымело бы прекращение закупок российских энергоносителей, но это не реализуется из-за зависимости стран Европы от российских газа и нефти.
12. При каких условиях санкции в отношении России могут быть сняты, несмотря на то что Крым останется оккупированным? Где и как мы рискуем?
Россия постоянно ведет работу по Западу с целью ослабления санкционного давления. В случае если на выборах в странах Европы и США победу одержат сторонники «конструктивного диалога» с Путиным, они могут обменять экономические выгоды от сотрудничества с РФ на ослабление или отмену санкций. Такому решению может способствовать и политическая, мировоззренческая неопределенность в Украине, отсутствие четких прозападных цивилизационных и ценностных ориентиров у руководства нашего государства, отказ от реформ и дальнейшее укоренение коррупции.