Крымская юридическая война
Getting your Trinity Audio player ready... |
Статья впервые вышла на НВ под заголовком «Юридическая война на крымском фронте». Автор Дарья Свиридова.
Юридическая война, которую с первых дней оккупации развернули украинские правозащитники и государственные юристы, не дает РФ никакой возможности легализовать право на украденный полуостров.
В декабряе 2020 года Офис прокурора Международного уголовного суда (МУС) завершил предварительное изучение сообщений о военных преступлениях и преступлениях против человечности в Крыму и на востоке Украины. Еще за несколько лет до этого Офис прокурора МУС определил ситуацию в оккупированном Крыму как международный вооруженный конфликт между Украиной и Россией.
При рассмотрении межгосударственной жалобы Украины против РФ по Крыму в Европейском суде по правам человека наше правительство уже доказало, что так называемый референдум в Крыму состоялся под полным контролем со стороны российских военных. Миф о добровольном «вхождении Крыма в состав РФ», который российская пропаганда выстраивала, разрушен.
Международное право дает возможность небольшим странам эффективно противостоять агрессии мощных соседей и является той ниточкой, которая помогает лилипутам обездвижить Гулливера. Стоит признать, что украинцы быстро научились пользоваться этим инструментом. Уже 13 марта 2014 года Украина обратилась в ЕСПЧ с первым межгосударственным иском против РФ, а на сегодня правительство Украины подало в ЕСПЧ 8 межгосударственных жалоб, еще ряд исков рассматривают также Международный суд ООН и арбитражи.
Исчезновение активистов, незаконные аресты и обыски, несправедливое судопроизводство, навязывание российского гражданства, колонизация полуострова россиянами, нарушения религиозных свобод, свободы слова и мирных собраний — все эти преступления являются поводом для обращения в международные судебные институты. Документирование и расследование этих нарушений для Украины являются важнейшими шагами на пути к возвращению Крыма.
За семь лет Офис генерального прокурора и прокуратура АРК и г. Севастополя совместно с правозащитными организациями передали в Офис прокурора МУС 10 сообщений с доказательствами военных преступлений в Крыму (в частности, о принудительной депортации населения; захвате имущества; принудительном призыве гражданских в ряды вооруженных сил РФ; милитаризации образования детей и т. д.).
Не только государство, но и сотни обычных граждан участвуют в этой войне. Только в ЕСПЧ поданы более 1 000 индивидуальных жалоб, касающихся Крыма. Почти 900 из них — это жалобы против РФ, еще около сотни — против двух стран. Все это является результатом работы украинских правозащитных организаций: Украинского Хельсинского союза по правам человека, Крым СОС, Регионального центра прав человека, проекта JustCraft и других, которые ведут собственную «партизанскую войну».
По результатам оккупации Крыма, кроме Украинского государства с Россией судятся граждане Украины и других стран, государственные и негосударственные юридические лица. Работа в области международного права — это долгая игра. Иногда результат от начала может отделять даже не один десяток лет. Но для того чтобы получить желаемый результат, нужно правильно и системно выстроить юридический процесс внутри страны и за ее пределами.
Правда, заявления государства на правовом фронте международного уровня иногда сталкиваются с «узким местом» национальных систем расследования — способностью конкретных следователей и прокуроров надлежащим образом документировать, квалифицировать и расследовать те или иные преступления, совершенные на наших оккупированных территориях.
Международные суды рассматривают качественные доказательства, а не политические заявления. Украинское законодательство также требует изменений: начиная от приведения отдельных положений в соответствие с нормами международного права и заканчивая необходимостью развития новых стратегий работы правоохранительных и судебных органов, повышения профессиональной состоятельности их отдельных работников (к примеру, как это делает прокуратура АРК и г. Севастополь с 2016 года). Национальные правоохранительные органы и правосудие должны наконец стать вполне готовыми к качественной «домашней работе».
Юридическая война создает почву для возвращения оккупированных территорий под контроль Украины. Системная дипломатическая работа позволит Украине не выглядеть страной-агрессором, а быть страной, возвращающей законный контроль над своей территорией.
Украина не первой в современном мире столкнулась с агрессией со стороны большого государства. До нас были Кипр, Молдова, Грузия. Но среди этих стран мы (государство и общество) сделали для защиты своих интересов больше всего, если говорить об использовании международного права.