В Крыму теперь тоже отправляют людей «на подвал»

Getting your Trinity Audio player ready...

Задержанную в Крыму медсестру неделю держали в подвале ФСБ и предъявили обвинение в хранении 200 грамм взрывчатки в футляре для очков. Об этом сообщает украинское правозащитное издание Ґрати.

Крымское управление ФСБ предъявило обвинение медсестре и гражданской активистке Ирине Данилович в незаконном хранении взрывчатых веществ за 200 грамм взрывчатки, которую якобы нашли в футляре для очков в ее сумочке. Данилович больше недели держали в подвале управления спецслужбы в Симферополе, принуждая под пытками подписать признательные показания. 

«Ґрати» рассказывают все, что известно о деле Данилович.

Похищение

Ирина Данилович — медсестра в одном из пансионатов Коктебеля. Вместе с тем, она сотрудничала с изданием «INжир media» и правозащитным проектом «Крымский процесс», защищала интересы медработников на полуострове и много писала о нарушениях их прав, например, о недоплатах за работу с ковидными пациентами.

Утром 29 апреля она возвращалась домой с работы. На автобусной остановке к ней подъехал автомобиль, из которого вышли четверо мужчин в гражданской одежде, затолкали ее в машину и увезли.

Как произошло похищение, стало известно гораздо позже, когда отец Данилович — Бронислав — во время поисков дочери обнаружил видеозапись, сделанную камерой наблюдения с заправки неподалеку.

В тот же день сотрудники ФСБ провели обыск в доме родителей Данилович. Никаких документов при этом они не оставили, но сказали, что проводят его «в связи с передачей секретной информации иностранному или враждебному государству». Протокола обыска они по итогу тоже не оставили.

Позже Данилович рассказала адвокату Айдеру Азаматову, что сотрудники ФСБ задержали ее и увезли в безлюдное место возле села Насыпное, где отобрали телефоны и сумочку. После этого привезли в Симферополь, в управление спецслужбы на бульваре Франко, где поместили в подвал. Там она провела больше недели.

Поиски

Больше двух недель родственники, друзья и адвокат Азаматов искали Данилович. Они прозвонили изоляторы временного содержания в Судаке, Джанкое, Симферополе, Севастополе, Алуште, Ялте, Евпатории, Белогорске и других городах — везде ответили, что Данилович у них нет.

Адвокат Азаматов подал заявление о ее исчезновении в прокуратуру Крыма и о похищении — на имя Военного прокурора Военной прокуратуры Черноморского флота и Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а ее родители — в полицию.

6 мая Азаматов пытался найти Данилович в СИЗО Симферополя, но там ему ответили, что такой среди заключенных нет. В этот же день он побывал в управлении ФСБ, где его заверили, что Данилович у них нет.

Правозащитники в Москве, по просьбе «Ґрат», также проверили следственный изолятор «Лефортово», куда часто доставляют крымчан, подозреваемых в госизмене или шпионаже, но Данилович там не оказалось. На сайтах крымских судов информации о ее аресте также не было.

Наконец 11 мая адвокат Азаматов обнаружил Данилович в СИЗО Симферополя — ему не удалось к ней попасть, но на нее была заведена карточка заключенного. Тогда же стало известно, что Данилович подозревают в приобретении и хранении взрывчатки.

Подвал ФСБ

13 мая адвокат Азаматов наконец смог увидеться с Данилович во время предъявления ей обвинения.

Данилович рассказала, что с момента задержания 29 апреля и до 7 мая ее держали в подвале управления ФСБ в Симферополе. В ее камере не было туалета — два раза в день ее выводили, а кормили только раз в день. Все это время следователи ФСБ настаивали, чтобы она подписала признательные показания. Ей надевали мешок на голову и предлагали выбрать — лес или тюрьма. Угрожали отвезти в Мариуполь, где она бы «потерялась».

Три дня ее допрашивали с помощью полиграфа, задавая вопросы о связях с иностранными спецслужбами, СМИ и организациями, а также о причастности к «Крымской солидарности» — организации активистов, адвокатов и родственников крымских политзаключенных. Данилович отвечала отрицательно на все вопросы и полиграф это подтвердил.

Спустя неделю ее начали принуждать, чтобы она подписала, не читая, протоколы и два чистых листа бумаги, обещая после этого освободить. Следователи также потребовали Данилович сказать на видео, что к ней не применяли методов воздействия. Когда она согласилась, 7 мая, ее задержали по подозрению в хранению взрывчатых веществ и отвезли в Киевский райсуд Симферополя, где арестовали на два месяца.

Взрывчатку — 200 грамм в тротиловом эквиваленте, — по словам следствия, нашли в подкладке футляра для очков в сумочке Данилович. Там же в футляре размером 17х3х6 см она хранила медицинские иглы и жгут, которые ей нужны были, как медсестре. Следствие утверждает, что иглы она намеревалась использовать в виде поражающих элементов. При этом, когда ее только привезли, сумочку осматривали, снимая весь процесс на видео, и ничего не нашли.

Защита Данилович утверждает, что взрывчатку ей подбросили сотрудники ФСБ, а уголовное дело сфальсифицировали. По заявлению Данилович в ФСБ согласились провести внутреннюю проверку действий сотрудников, которые удерживали ее больше недели. В протоколе задержания при этом говорится, что из Коктебеля Данилович увезли в управление ФСБ в Феодосии, где обнаружили взрывчатку. Она утверждает, что ее вообще не возили никуда, а доставили сразу в Симферополь, отняв по пути телефоны и сумочку.

Адвокат Айдер Азаматов сказал «Ґратам», что намерен доказывать невиновность Данилович.