Незаконная стройка у Херсонеса Таврического как инструмент пропаганды

Getting your Trinity Audio player ready...

У стен древнего города Херсонес Таврический в аннексированном Севастополе построили Школу искусств, пишет Антон Меснянко для издания Дрон Медиа. Ее создание финансировалось структурами «Газпрома». Монструозный дворец возвели в охранной зоне историко-археологического заповедника – тем самым он вредит объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако оккупационная администрация стремится выжать из проекта максимальный пропагандистский эффект.

Во временно оккупированном Севастополе завершилось строительство нового детского художественно-эстетического центра, также известного как Школа искусств. Об этом сообщил назначенный Россией глава города Михаил Развожаев. «Школа искусств будет подарена городу, и сейчас мы планируем начать процесс передачи от строителей», – написал он.

Школу построили на территории нового историко-археологического парка «Херсонес Таврический». По виду она напоминает помпезный дворец с колоннами. Во дворе перед главным входом разместили фонтан. В художественно-эстетическом центре смогут обучаться 700 детей в две смены. Оккупационные власти обещают, что первых учеников школа примет в сентябре этого года.

Вместе с ней на территории парка должны появиться образовательный центр «Корсунь» – филиал Международного детского центра «Артек», ландшафтный археологический парк, туристический и паломнический центры, реконструированный квартал древнего города, а также несколько музеев – истории Крыма, современного искусства, античности и Византии, христианства. Окончание всех работ запланировано на 2024 год.

Парк, разбитый на площади 23,3 гектара, располагается в непосредственной близости от херсонесского городища, в охранной зоне заповедника. Поэтому реализация проекта с самого начала сопровождалась многочисленными скандалами.

Рендер новой школы. Изображение предоставлено автором

Возведением парка занимается специально созданная для этих целей некоммерческая структура – Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история». С 2015 года эта организация проводит благоустройство территории историко-археологического заповедника «Херсонес Таврический». Это одна из самых популярных достопримечательностей в Крыму и единственный на полуострове объект, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Моя история» соорудила в Херсонесе новые входные группы, сцену под открытым небом и мультимедийные павильоны, положила деревянные настилы для пешеходов. Специалисты раскритиковали подобные «улучшения», заявив, что они нарушают аутентичный вид памятника.

С 2021 года рядом с заповедником стали строить новый историко-археологический парк. Он занял территорию бывшей воинской части. Проект с самого начала подвергли нещадной критике.

Во-первых, ради парка строители вырубили более 2 тыс. взрослых деревьев и уничтожили ценные исторические постройки, например здание школы водолазов, построенное больше 100 лет назад и чудом пережившее Вторую мировую войну.

Во-вторых — парк вторгся в охранную зону заповедника. При этом оказалось, что строительные работы начались без проведения экспертизы, позволяющей оценить их влияние на сохранность заповедного объекта. То есть капитальные объекты в парке были возведены незаконно.

Фонд «Моя история» не предупредил о начале грандиозной стройки ни Министерство культуры РФ, ни ЮНЕСКО, хотя по правилам был обязан это сделать. При этом в организации уверены в том, что поступают правильно. «Современные изменения внешнего облика музея-заповедника имеют под собой научную основу… Был проведен полный анализ воздействия объектов благоустройства и культурно-просветительских проектов на археологические и архитектурные памятники. В итоге был сделан вывод о возможности проведения работ и их безопасности для объектов историко-культурного наследия», — сообщается на сайте фонда.

Администрация Херсонесского заповедника, которая обязана следить за сохранностью культурно-исторических объектов, в этой ситуации полностью самоустранилась.

«Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» не является заказчиком работ на территории бывших воинских частей, прилегающей к землям музея-заповедника, находящимся в буферной зоне объекта Всемирного наследия. Следовательно, вопросы проведения тех или иных строительных работ, а также их последующее согласование могут находиться в сфере ведения заказчика и подрядчика… Прямой обязанности по проведению каких-либо экспертиз на близ находящейся территории на музей-заповедник не возложено», — сообщила директор музея-заповедника Елена Морозова.

Представители профессионального сообщества считают недопустимым появление новых объектов вблизи Херсонеса.

«Для каждого образованного человека, коренного севастопольца, (совершенно непонятно,) как можно вообще вести многоэтажную застройку в охранных границах объекта культурного наследия, объекта (Всемирного наследия) ЮНЕСКО, который охраняется международным законодательством. Я считаю, что это стало возможным потому, что для определенных людей в России законодательство является вещью необязательной», — заявил в беседе с корреспондентом Дрона член общественного совета при департаменте капитального строительства Севастополя, член научно-методического совета при управлении охраны объектов культурного наследия Севастополя, реставратор Анатолий Пряшников.

По его словам, историко-археологический парк создается не ради культуры и образования. «Это чисто коммерческий проект. Реализуется он в интересах структур, которые стоят за фондом «Моя история»», – отметил эксперт.

Сведений об учредителях этой организации на ее официальном сайте нет. По данным Единого государственного реестра юридических лиц РФ, учредителем и директором «Моей истории» является Иван Есин. Он известен своим участием в создании выставочного мультимедийного проекта «Россия — моя история» и ряда благотворительных организаций, которые занимаются «актуализацией истории».

Известно, что ранее Есин работал главным юрисконсультом в компании «Газпром нефть». Ему удалось сохранить тесные связи с крупнейшей энергетической компанией РФ. По данным из открытых источников, фонд «Моя история» ежегодно получает пожертвования на сумму до 1,4 млрд рублей. Значительную часть этих средств дает «Газпром» — либо через дочернюю компанию «Газпром нефть», либо через свой собственный Фонд поддержки социальных инициатив «Родные города». По той же схеме финансируются и другие проекты Есина.

С другой стороны, Иван Есин тесно связан с епископатом Русской православной церкви. Экспертным советом Фонда гуманитарных проектов, – другой организации, возглавляемой Есиным, – руководит председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Тот самый, которого в СМИ часто называют духовником Владимира Путина. Кроме того, компания «Смарт-групп», учрежденная Фондом гуманитарных проектов, выступает постоянным подрядчиком выставок проекта РПЦ «Православная Русь. Моя история».

Реставратор Анатолий Пряшников полагает, что наибольшую прибыль бенефициары фонда «Моя история» получат непосредственно в процессе создания парка. «Сложный вопрос, какая там дальнейшая возможна коммерческая составляющая. Это же не отель. Этот парк потом прибыли приносить не будет как таковой. Это глубоко убыточный проект изначально. Мне кажется, что основной заработок принесет самая реализация этого проекта. Люди строят, им платят за это деньги. Вот, собственно, где весь интерес», — отметил эксперт.

Однако в условиях полномасштабной агрессии против Украины основной выгодой, который российская власть рассчитывает получить от исторического парка, должен стать пропагандистский эффект. Президент Первого международного фонда развития Украины Николай Волковский в разговоре с Дроном отметил важность того, что «объект построен не где-либо, а именно в Севастополе, который является одним из важнейших символов для российской пропаганды наравне с Ленинградом и Москвой».

«Главный политический смысл (скорого открытия Школы искусств) – использовать возможность, чтобы напомнить крымчанам, что они с Россией (хоть и скоро окажутся в эпицентре боевых действий), что Москва делает подарки Крыму. Это громкий и позитивный информационный повод, помогающий проводить однозначную политику на полуострове», – полагает Волковский.

По его мнению, в конце 2021 года, когда строительство историко-археологического парка только начиналось, россияне были убеждены в том, что Украина не сможет отвоевать Крым, поэтому «никаких страхов у них тогда не возникало». Но теперь никакой уверенности в завтрашнем дне у российской администрации нет.

«Торжественное открытие таких заведений, как правило, происходит летом, накануне начала учебного года. Однако «что-то» изменило планы (оккупационных властей), ведь не ясно, что произойдет летом этого года или тем более осенью. Они спешат, и это становится очевидным для простых людей», – отмечает эксперт.