Как сложились судьбы первых захватчиков Крыма. Часть 1

Российские власти встретили годовщину полномасштабного вторжения в Украину, в торжествах приняли участие члены Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА) и прокремлевские байкеры из мотоклуба “Ночные волки”. В конце февраля 2014 года, еще до всяких “вежливых людей” их тайно перебросили в Крым. В задачи спецтуристов входили разведка на местах, блокировка административных зданий, воинских частей ВСУ и распространение слухов о скором вторжении войск НАТО и отрядов “Правого сектора”. Именно эти боевики вместе с Гиркиным под дулами автоматов сгоняли местных депутатов в здание парламента, чтобы те голосовали за проведение референдума, они же расправлялись с протестующими, чтобы создать впечатление всеобщего одобрения аннексии. После крымской авантюры 200 человек наградили медалями и почетными грамотами от Путина (в июне 2014 года секретный наградной список попал в СМИ и вызвал громкий скандал). The Insider выяснил, как спустя 9 лет сложились судьбы первых оккупантов, и обнаружил, что очень многие из них уже мертвы, а 26 под судом. Правда, есть и те, кто смог сделать карьеру в политике и бизнесе.

Как все начиналось

28 февраля 2014 года с аэродрома “Чкаловский” поднялся военный ИЛ-76 с бортовым номером RA 76599. Самолет летел в Новороссийск, и на его борту находились 200 членов РСВА и байкеров из мотоклуба “Ночные волки”. Из вооружения у авиапассажиров были пять автоматов Калашникова, ножи, кастеты и бейсбольные биты. Некоторые не успели как следует собраться, и в самолете им выдали новые куртки, кроссовки и бейсболки. В Новороссийске группу погрузили на вспомогательное судно Черноморского флота КИЛ-158 и доставили в Крым.

Перед отправкой

Временный штаб разместили в санатории “Ялта”, его возглавил председатель РСВА Франц Клинцевич, а прокремлевский политолог Сергей Марков взял на себя роль политрука. Они объявили прибывшим, что Крым наводнили агенты западных разведок, с суши собираются напасть боевики “Правого сектора”, а с моря готовится войсковой десант США.

Штаб РСВА в Ялте: Франц Клинцевич (второй слева) и Сергей Марков (третий справа)

После идеологической накачки спецтуристов разделили на несколько групп и отправили в разные города Крыма изучать оперативную обстановку и собирать пророссийские митинги.

“Освободители” в Крыму

Охрану митинга в Ялте поручили экс-бойцу “Альфа” ФСБ Дмитрию Галочкину (в наградном списке № 49). Уже потом Галочкин вспоминал, как Клинцевич вызвал его и партийца из “Единой России” Олега Пташкина в Госдуму и дал два часа на сборы для отправки в Крым. “И мы собрали 200 человек туристов”, — хвастался Галочкин.

В конце 90-х годов Галочкин работал телохранителем у владельца НТВ Владимира Гусинского, а после разгона телекомпании вместе с бывшими сослуживцами из ФСБ стал лоббировать создание профсоюза для негосударственных охранных предприятий. На момент прибытия в Крым бывший чекист находился на спецучете МВД за хулиганство в офисе с применением петард. На митинге в Ялте отряд Галочкина избил молодого парня, скандирующего: “Крым — это Украина!” За активное участие в захвате Крыма Путин наградил подучетника МВД медалью и почетной грамотой, и карьера его пошла в гору. Галочкин вошел в состав Центрального совета сторонников “Единой России”, успел побывать членом Общественной и Торгово-промышленной палат РФ, экспертом Госдумы, а сейчас входит в руководство организации “Офицеры России”. Кроме того, по сведениям источника The Insider в охранных структурах столицы, экс-фсбэшник “крышует” около полусотни ЧОПов.

Дмитрий Галочкин в штабе РСВА в Ялте

Упоминаемый Галочкиным Олег Пташкин (№ 6) в феврале 2014 года возглавлял дирекцию Центрального совета сторонников “Единой России”. Ранее он работал журналистом на НТВ и креативным продюсером на Первом канале. Но “мистер эксклюзив” из него не получился, и в 2009 году он попал под сокращение. Тогда Пташкин и другой уволенный журналист Первого канала Эльхан Мирзоев забаррикадировались в студии телецентра “Останкино” и потребовали восстановить их на работе. В противном случае оба пригрозили самосожжением. Суд восстановил Пташкина, но вскоре его пригласили возглавить отдел агитации и пропаганды в прокремлевском движении “Молодая гвардия”, а дальше он уже пошел по партийной линии.

В Крыму Пташкин руководил группой, которая занималась антиукраинской пропагандой и распускала слухи о скором приближении отрядов “Правого сектора”. Его усердие заметили, и по возвращении домой он возглавил представительство Ивановской области в Москве с офисом на Новом Арбате. Сейчас неудавшийся журналист занимает кресло первого заместителя главы города Дзержинский Московской области.

Олег Пташкин и Франц Клинцевич

После спецкомандировки в Крым пошел в гору и боец военизированной охраны из Стерлитамака Ильдар Резяпов (№ 123, позывной “Политик”). Политик основал Партию ветеранов России и участвовал в нескольких избирательных компаниях. Правда, без особого успеха. Зато Резяпов стал звездой пропагандистского телешоу “60 минут” у Евгения Попова и Ольги Скабеевой и в нужном для Кремля свете комментирует вторжение в Украину. Попутно бывший вохровец строчит доносы в ФСБ и МВД на деятелей культуры и старейшие московские театры, выискивая в их репертуарах признаки ЛГБТ-пропаганды. На вопрос журналистов, кто его финансирует, Резяпов сообщил, что это некие сочувствующие бизнесмены.

Помимо Резяпова, в политику пошли еще трое боевиков: Иван Дорогих (№ 85) избрался депутатом в Подольске, бывший милиционер Вячеслав Стегалов (№ 144), насмерть сбивший пешехода, стал членом Общественной палаты в Долгопрудном, а байкер Константин Караковский (№ 147) возглавил элитный поселок Снегири в Истринском районе Подмосковья. Причем никого не смутило, что Караковский проходил фигурантом уголовного дела о поддельном вузовском дипломе. Вдобавок выяснилось, что принципиальный борец с Западом Караковский каждое лето с супругой отдыхает в латвийском Даугавпилсе, где у них в собственности имеется квартира.

Заветную “корочку” члена Общественной палаты Калуги получил уроженец Афганистана Хостай Мубарак Шах (№ 47). В молодости он был подпольщиком и по ночам расклеивал антиправительственные листовки. Затем Мубарака переправили в СССР, где он учился на педагога и был завербован ГРУ. После ввода советских войск в Афганистан Мубарак выдавал местной “гэбухе” своих земляков, симпатизирующих моджахедам, и крестьяне собирались его казнить за предательство. После падения просоветского режима он бежал в СССР и осел в Калуге, где устроился учителем математики в лицее № 48.

Хостай Мубарак Шах

Обосноваться на новом месте ему помог председатель РСВА Франц Клинцевич, служивший в Афганистане военным переводчиком в диверсионных отрядах ГРУ. Во время поездки в Крым Мубарак Шах вел разъяснительную работу среди крымских татар, убеждая их не оказывать сопротивление оккупантам. Сейчас он частый гость в калужских СМИ и во время выборов агитирует голосовать за Путина и единороссов. Что любопытно, в интервью телеканалу “Ника TV” Мубарак заявил, что решительно осуждает, когда одна страна нападает на другую. Хотя на его пиджаке красовалась медаль Минобороны “За возвращение Крыма”.

До спецкомандировки в Крым индивидуальный предприниматель Роман Мацулевич (№ 7) арендовал в Москве небольшой торговый павильон по продаже пива. А теперь он сидит в кресле помощника первого заместителя председателя Совета министров Крыма и курирует связи с местными силовиками. Во время захвата Крыма Мацулевич занимался продуктовым снабжением полка народного ополчения и умел правильно накрыть поляну для начальства. Расторопного хозяйственника заметили и пригласили в правительство, а там он уже быстро набрал аппаратный вес.

Продолжение последует