Как сложились судьбы захватчиков Крыма. Часть 2

Getting your Trinity Audio player ready...

Dictaphone продолжает рассказывать о судьбах российских оккупантов и украинских коллаборантов. Мы убеждены, что зло имеет имя и фамилию и никогда не остается безнаказанным, но иногда возмездие требует времени. Истории захватчиков впервые опубликовало российское издание The Insider.

Юрист, дзюдоист, таможенник и писатель

Под № 83 в наградном списке указан Евгений Курилов. На митингах в Крыму он ходил в камуфляже и скандировал: «Нацизм и НАТО не пройдет!» Сейчас Курилов носит дорогой костюм и работает в юридической коллегии «Правосудие и безопасность». На самом видном месте в его рабочем кабинете висит грамота от Путина.

«Наличие богатого опыта в вопросах досудебного урегулирования конфликтных ситуаций в различных отраслях правоприменения законодательства позволяют Евгению Курилову как опытному правозащитнику полноценно отстаивать интересы своих доверителей», — указано на сайте коллегии. Между тем источники в адвокатских кругах называют Курилова чуть ли не первым судебным «решалой» Москвы.

Бережно хранит путинскую грамоту и дзюдоист Илья Разумов (№ 169), штурмовавший парламент в Симферополе. Вернувшись из Крыма, он в составе сборной ветеранов России по дзюдо отправился на турнир в Прагу. Затем вместе с командой из столичного главка МВД поехал в США на Всемирные игры полицейских и пожарных и завоевал там серебро — хотя Разумов в полиции никогда не служил и на руках имеет удостоверение внештатного сотрудника УВД ЗАО Москвы. Украинские власти информировали европейцев, что спортсмен был в числе захватчиков Крыма, но реакции не последовало.

Илья Разумов (крайний справа) в Вашингтоне

Два года назад Разумов перебрался в Крым и сейчас возглавляет в Алуште филиал военно-патриотического клуба «Грифон», созданного ветеранами ГРУ.

Другой спецтурист Валерий Голубаускас (№ 139) в 2014 году работал на Брянской таможне. На своем аккаунте он выложил фото автоматов Калашникова, которые экскурсанты прихватили с собой в Крым. Журналисты обратились в прокуратуру с просьбой выяснить, откуда у таможенника оказалось огнестрельное оружие. Однако прокуроры проигнорировали запрос, а сам Голубаускас на уроках мужества рассказывал школьникам, как спасал Крым от нацизма.

Валерий Галубаускас (слева)

В 2017 году таможенника отправили на пенсию и открепили от медицинского центра, где ему бесплатно предоставлялось амбулаторное лечение. Он подал в суд на медцентр и во время заседания предъявил медаль и грамоту от Путина. Но судья встала на сторону медиков.

А вот гендиректору Литейно-механического завода (ЛМЗ) в Ногинске Карену Арутюняну (№ 184) спецкомандировка в Крым вышла боком: в марте 2020 года в киевском аэропорту «Жуляны» пограничники не пропустили его в Украину. И сорвалась выгодная коммерческая сделка с украинскими партнерами. Хотя недруги Арутюняна утверждают, что в 2014 году в Крыму он не появлялся, а в наградной список попал за спонсорство РСВА.

Еще 56 спецтуристов ушли в бизнес. Кто-то начал торговать спиртными напитками, другие занялись вывозом мусора, похоронными услугами, третьи учредили бойцовские клубы. Правда, у большинства «героев» с бизнесом не сложилось.

К примеру, Александр Карпухин (№ 15), призывающий офицеров ВСУ сдаваться без боя, возглавил в столичном регионе 11 компаний, но в 2019 году почти все они обанкротились. В том же году вылетел в трубу Юрий Шорбан (№ 45), основавший в Калуге фирму по вывозу мусора «Отходы.Ру». Виталий Хроменков (№ 118), изображавший на митинге в Ялте благодарного крымчанина, учредил в Москве ООО «Бизнеспром» и ООО «Новая клининговая компания». Однако быстро прогорел, вдобавок на него подали в суд за просроченные кредиты. «Однополчанин» Хроменкова Константин Рачковский (№ 172) занялся в столице похоронным бизнесом, но не выдержал конкуренции. Егор Федорцов (№ 185) основал в Ногинске Центр боевых искусств «Витязь», но из-за нехватки клиентов «качалку» пришлось закрыть. Сейчас ногинский качок переключился на сбор денег для российской армии в Украине и закупает квадрокоптеры, теплые носки и трусы.

В 2015 году Вадим Уфаев (№ 6) возглавил в Твери химчистку «Фабричный дом», но спустя год она разорилась. Евгений Шубенкин (№ 27) учредил в Пензе охранную фирму «Легенда», но она не просуществовала и двух лет. А бывший десантник Михаил Чайковский (№ 119) возомнил себя банкиром и учредил в Москве микрофинансовую организацию «Кэшалот». Поначалу дела шли хорошо, но в 2019 году налоговая служба обнаружила финансовые нарушения, и кредитную контору закрыли.

Нужно добавить, что к отряду боевиков в Бахчисарае был прикреплен кадровый офицер ГРУ Евгений Кузьменко (№ 4). Он окончил Военный университет МО, а затем служил в в/ч 36184. Родом Кузьменко из Бахчисарая и город знал, как свои пять пальцев. При штабе РСВА в пансионате «Ялта» находился еще один выходец из ГРУ — полковник запаса Владимир Кошелев (№ 5). В Афганистане он был замкомандира 411-го отдельного отряда спецназа ГРУ, который перекрывал караванные тропы из Ирана. Выйдя в отставку, Кошелев занялся писательской деятельностью. Все ждали от него книгу о героях присоединения Крыма, но, судя по всему, подходящей фактуры и натуры он не нашел.

Домушник, налетчик, грабитель и убийца

На пророссийском митинге в Ялте вместе с фсбэшником Галочкиным «гасил» протестующих украинцев байкер Виктор Келлер (№ 142). В конце 90-х годов из Казахстана он перебрался в Пятигорск, а затем обосновался в Москве. В 2004 году Келлер вместе с жителем Пятигорска Петром Юнгерсом ограбил квартиру заместителя гендиректора телеканала «Культура» Татьяны Пауховой. Воры вынесли коллекцию антиквариата XVIII века на сумму 21 млн рублей. Подельников поймали и осудили на 8 лет колонии. В исправительной колонии № 6 Ставропольского края Келлер охотно сотрудничал с администрацией и через четыре года вышел по УДО. На свободе он учредил общественную организацию «За правду!» и сблизился с лидером «Ночных волков» Александром Залдостановым (Хирург). За участие в захвате Крыма Келлеру вручили медаль и почетную грамоту от президента, и жизнь началась с чистого листа. Судя по соцсетям, сейчас бывший домушник бывает в гостях у Рамзана Кадырова и основал в Калининграде общественную организацию «Родина без коррупции».

Виктор Келлер в гостях у Рамзана Кадырова

Уроженец деревни Большое Грызлово под Серпуховом Денис Подымкин (№ 40) особо отличился при захвате парламента Крыма в Симферополе. К тому времени он имел условную судимость за избиение мужчины и проходил фигурантом уголовного дела за вооруженное нападение на московский храм Григория Неокесарийского. Согласно материалам следствия, 15 октября 2013 года Подымкин, уроженец Молдовы Александр Дикусар и приехавший из Узбекистана Тимур Ишмухамедов ворвались в храм и приставили пистолет к голове молодого священника Михаила Голубева. Затем налетчики сделали несколько селфи на фоне алтаря и избили у входа попрошайку. Налет на православный храм получил широкую огласку в СМИ, а пресс-служба РПЦ даже сделала специальное заявление, заявив, что налетчики действовали по указанию исламистских центров за рубежом.

Денис Подымкин (крайний справа)

«Исламистов»

быстро задержали, однако вскоре выпустили под подписку о невыезде. Пока тянулось следствие, Подымкин уехал в Крым и вернулся оттуда с благодарностью от президента и медалью. Следователям ничего не оставалось сделать, как отпустить «героя» на все четыре стороны. Несколько лет назад Подымкин заключил контракт с ЧВК Вагнера и воевал в «ЛНР». А недавно его якобы видели среди вагнеровцев, вербующих зэков в колониях Псковской области.

Когда член РСВА Андрей Ивонин (№ 48) садился на военный борт в Жуковском, он числился в федеральном розыске «за растрату, совершенную в особо крупном размере с использованием своего служебного положения и злоупотребление должностными полномочиями». Уголовное дело на Ивонина завели, когда он возглавлял Приокский заповедник, где обитают зубры. В Симферополе вместе с Игорем Гиркиным он командовал отрядом, который блокировал депутатов в здании парламента. После возвращения из Крыма Ивонин предстал перед судом, ему грозило 10 лет тюрьмы. Но подоспела амнистия, и уголовное дело прекратили.

Еще один крымский турист Геннадий Никулов (№ 143) подрабатывал телохранителем у Хирурга. В своей биографии он имел судимость за грабеж, а в 1997 году задерживался за вымогательство со стволом на кармане. В Тверской области секьюрити основал «Мотоклуб Ночные волки» и вел патриотическую работу с молодежью. Однако в 2015 году суд в Калязине по просьбе контролирующих органов ликвидировал мотоклуб. Байкер не растерялся и ушел в охранные структуры к бывшему фсбэшнику Галочкину. Сейчас Никулов бо́льшую часть времени проводит в Крыму и создает отряды самообороны.

Геннадий Никулов на встрече с министром Сергеем Шойгу

Другой «герой» взятия Крыма Вячеслав Печерский (№ 41) успел отмотать тюремный срок за убийство и злостное хулиганство. В Алуште он агитировал голосовать на референдуме за Россию, а местным старушкам обещал пенсию $1000 в месяц. Где сейчас обитает Печерский, выяснить не удалось. В криминальных кругах столицы поговаривали, что в 2014 году он будто бы поехал воевать в «ДНР» и попал под минометный огонь вместе с байкером Сергеем Коптевым. Упоминание о смерти Коптева мы нашли на сайте «Ночных волков», но кто еще с ним погиб, там не сообщается.

В криминальные сводки попал и другой «борец с нацизмом» Валентин Коршунов (№ 96), возглавлявший фан-клуб «Спартака». Правда, уже после Крыма. В октябре 2021 года во время футбольного матча «Спартак» — «Лестер» он избил журналиста РБК Александра Щеголева. За нападение на журналиста Коршунову грозило до 6 лет лишения свободы, но Тушинский суд учел его заслуги перед Родиной и приговорил к 2 годам условно.

Еще 56 «освободителей» были привлечены к административной ответственности за вождение автомобилей в нетрезвом виде и мелкое хулиганство. А байкер Сергей Ржемовский (№ 156) после спецкомандировки в Крым и вовсе угодил в тюрьму за убийство стюарда. По приговору Тверского областного суда его осудили на 8 лет и 10 месяцев. Источник The Insider в байкерских кругах сообщил, что сейчас Ржемовский воюет под Бахмутом в составе 2-го батальона зэков ЧВК Вагнера, но проверить эту информацию не удалось.

Другой наш источник из РСВА сообщил, что около 30 первых захватчиков Крыма уже на том свете. Одних убили в Сирии, других в Украине, третьи умерли от передозировки наркотиков или разбились по пьянке за рулем. The Insider с точностью установил смерть 12 боевиков.

Как умирали оккупанты

К примеру, в ноябре 2014 года в Анапе на автомобиле разбился член РСВА Павел Саркисьян (№ 177). Во время похорон Саркисьяна гаишники перекрыли половину города, а в сквере, названном его именем, установили памятный знак. В 2015 году от сердечного приступа скончался тверской депутат Дмитрий Лисичкин (№ 161), приехавший в Крым открывать региональное отделение «Боевого братства». Во время захвата полуострова он составлял списки неблагонадежных крымчан и передавал их в ФСБ.

В 2017 году в Сирии попал в засаду белорус Алексей Ярошевич (№ 160, позывной «Гусеничка»), после Крыма воевавший в рядах ЧВК Вагнера. В 2018 году в Брянске умер Александр Фетисов (№ 3), возглавлявший местный филиал РСВА. А в Туле скончался бывший старшина войсковой разведки Евгений Кутепов (№ 106). В Крыму он руководил группами наблюдателей на фейковом референдуме по присоединению полуострова к России.

Штаб Клинцевича в Ялте охранял ранее судимый за кражу Роман Хопер (№ 82). После Крыма он стал номинальным учредителем восьми фирм-однодневок, через которые шла обналичка. 19 октября 2019 года недалеко от города Струнино Владимирской области Хопер погиб под колесами трактора.

В июне 2020 года от сердечной недостаточности умер «ночной волк» Иван Каранов (№ 158), организовывавший байк-шоу в Севастополе, а в той же Сирии подорвался на мине Кирилл Сало (№ 106), подписавший контракт с 45-м полком ВДВ. В том же году от пневмонии скончался самый пожилой из списка награжденных Тагир Чекушин (№ 126). В последние годы он ходил по московским школам и рассказывал детям о героях, вернувших Крым в родную гавань.

В августе 2021 года в смертельное ДТП попал боец разведроты ВВ МВД «Витязь» Сергей Зацаренко (№ 33), занявший после Крыма должность заместителя начальника службы безопасности Федерации хоккея России. В феврале 2021 года после продолжительной болезни умер Тимур Боронов (№ 134), руководивший боевиками РСВА в Балаклаве. А в сентябре того же года в Брянске скоропостижно скончался Игорь Новиков (№ 109), которого взяли в Крым как профессионального сапера. Всего через несколько месяцев после этого началось уже полномасштабное российское вторжение.